Мнение: количество потенциальных ипотечников на Кубани снизится в 2023г.
Ужесточение требований к потенциальным заемщикам по ипотечному кредитованию со стороны Центробанка России приведет к замедлению активности заявителей, считает директор сервиса аналитики bnMAP.pro Сергей Лобжанидзе.
Ранее Центробанк анонсировал увеличение макропруденциальных требований к заемщикам по ипотеке (коэффициенты, по которым банки оценивают риски при заключении кредитной сделки с заемщиком). Сообщение об этом появилось на официальном сайте финансового регулятора. Изменения вступают в силу с 1 мая 2023 года, они коснутся показателя долговой нагрузки и размера первоначальным взноса, отметил Лобжанидзе.
Среди причин такого решения в материале Центробанка отмечен рост в последнее время количества ипотечных сделок с низким первоначальным взносом (до 20%). Если в третьем квартале 2022 года доля сделок с такой ставкой составляла 48%, то по итогам четвертого квартала их доля выросла до 53%, отмечено в информации. На первичном рынке жилья доля кредитов с низким первоначальным взносом достигла 69%.
На Кубани, по мнению Лобжанидзе, ожидается заметный эффект от нововведений в связи с высокой востребованностью ипотечных программ. По его данным, пиковые показатели доли ипотечных сделок на рынке недвижимости края в 2022 году достигали 95%.
Среди возможных последствий для рынка недвижимости в регионе, по мнению собеседника, не только отсечение части потенциальных заемщиков, но и возможное снижение суммы среднего платежа.
«Это, с одной стороны, уменьшает риски банка и может повлиять на уменьшение среднего платежа за ипотеку. Но в целом, учитывая, насколько популярны любые способы максимально снизить первоначальный взнос и увеличить срок залога для минимизации ежемесячных платежей, нужно говорить о том, что количество потенциальных ипотечников снизится. С одной стороны, наиболее закредитованные группы населения будут ограничены в возможности брать ипотеку. С другой стороны, необходимо будет собрать первоначальный взнос, размер которого будет увеличен, а в существующих условиях ценообразования — во многом недоступен», — объяснил Лобжанидзе.