Перейти к основному контенту
Генплан Краснодара ,  
0 

В.Евланов: «Я хотел бы сдвинуть с мертвой точки «Краснодарский транзит»

Владимир Евланов рассказал РБК Юг, что он считает своими ошибками, а что - достижениями, сделанными на посту мэра Краснодара, и чем он хотел бы заняться в Госдуме
Фото: пресс-служба мэрии
Фото: пресс-служба мэрии

Владимир Лазаревич, вы уходите в предвыборную кампанию в Госдуму не в самый лучший для вашей политической карьеры момент. Из уст разных политиков уже прозвучало мнение о том, что вам сделали предложение, от которого вы просто не могли отказаться. Скажите честно, предложение губернатора «пойти в Госдуму» для вас прозвучало неожиданно? И сами вы лично как его воспринимаете?

Предложение пойти на выборы в Госдуму в какой-то мере для меня было действительно неожиданным. Я не рвался в Государственную Думу, для меня в первую очередь важно работать на благо Краснодара. Но при этом давно понимал, что интересы города можно и нужно отстаивать на федеральном уровне. Такая помощь Краснодару на самом деле необходима, и до сих пор ее не было.

Думаю, что губернатор, формируя свою команду и политику, по-своему видит вопросы дальнейшего развития города. И я его мнение уважаю. И когда на моем отчете было предложено мне пойти на выборы депутатов Госдумы, я посчитал возможным принять это предложение. Таким образом продолжить решение тех проблем, подойти раньше к которым было невозможно с позиции мэра, но станет возможным с позиции депутата Госдумы.

Но в тот момент, когда губернатор озвучил свое предложение во время вашего отчета перед Гордумой, Вы не ответили сразу согласием, а пообещали подумать. Почему?

Потому что на самом деле надо было подумать. Взвесить все "за" и "против". Оценить свои силы и определить задачи. И, конечно, я сначала должен был посоветоваться с коллегами, с семьей.

Ну а если бы такого предложения не поступило, чтобы вы делали?

Я бы продолжил работать. Знаете, я не люблю полумер, и когда шел на третий срок, то понимал, что должен рассчитать, хватит ли сил на все 5 лет. Когда сам себе ответил, что их достаточно, принял решение и сдал документы на конкурс на должность главы города. Ну и потом требований от краевой администрации, что я должен покинуть пост — их не было. Да, была жесткая и острая критика, я на нее реагировал и принимал соответствующие решения. Но нужно также понимать, что весь последний год политика краевых властей кардинально менялась. И если утрировать, то можно сказать и о том, что в отдельных моментах развития Краснодара то, что раньше считалось «хорошо», в какой-то момент стало считаться «плохо». То есть многие направления градостроительной политики были переосмыслены.

И насколько большую роль, по-вашему, в решении губернатора сыграло то, что город в последнее время критикуется в плане градостроительной политики?

Не могу говорить за губернатора. Но, думаю, всем заметно, что после определения новых задач и требований, на протяжении последнего года мы корректируем градостроительную политику, идет большая кропотливая работа над Генеральным планом, вырабатываем новые требования к застройщикам, ищем варианты обеспечения новых микрорайонов инженерной и социальной инфраструктурой.

Все это мы делаем при активном участии общественности, горожан, краевой власти, и результаты уже есть.

Вы сейчас сами сказали: то, что считалось «хорошим», стало «плохим». Возьмем, например, массовое строительство недорого жилья. Как казалось 2 года назад, к этому стремилась вся Россия. Краснодар стал тем уникальным городом, где можно было купить квартиру за приемлемые деньги, многие молодые семьи брали ипотеку и решали свой квартирный вопрос. Все гордились тем, что мы первые по вводу жилья в России. И вот прошли год-полтора, и теперь это же самое ставится мэрии Краснодара в вину. Как вы сами оцениваете эту ситуацию: это было хорошо или плохо?

С моей личной точки зрения — за последнее десятилетие, построив 15 млн кв.м квартир, мы практически решили в городе проблему доступности жилья. Сами решите, хорошо это или плохо. Я считаю — хорошо. Появление доступного по цене жилья дало городу возможность решить острые социальные проблемы, которые до этого не решались годами. Обеспечение жильем людей, переселяемых из ветхого и аварийного жилья, ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот. Если бы мы столько не строили, мы бы до сих пор имели все этим проблемы.

В.Евланов: «Я хотел бы сдвинуть с мертвой точки «Краснодарский транзит»

Есть мнение, что Краснодаром в разгар "строительного бума" в какой-то момент стали управлять не власти, а строительные элиты...

Глупость это. Ничего подобного. Ну, посудите сами, мы первыми в крае начали ужесточать нормы по строительству, ввели требование, чтобы на одну квартиру строили в центре 1 парковку, а в остальных районах 0,75. Сопротивление было, некоторые строители в открытую заявляли, что это невозможно, но решение выстояло. Случилось бы такое, если бы было, как вы говорите? Никогда! Сейчас единые - более жесткие - требования к застройщикам стали задачей на уровне региона. Я рад, что начатый нами путь изменений продолжен.

Но налицо проблема: при массовом строительстве жилья сильно отставало создание социальной инфраструктуры. Вы считаете этот "строительный перекос" ошибкой вашей команды? Можно было спрогнозировать заранее появление этих проблем?

Нет, я не считаю это ошибкой. Направление было правильным, но в момент «строительного бума» не было ни региональной, ни федеральной законодательной базы, чтобы избежать сложившейся ситуации. Теперь мы вынуждены «догонять», более жестко подходить к этой теме и обязывать строителей строить коммунальные и социальные объекты.
Да и сами застройщики начали понимать, что строить нужно только комплексно, тогда ты конкурентоспособен. Не все, конечно, сегодня к этому готовы. Но крупные компании к этому уже пришли. Тех, кто этого не сможет делать, будем тормозить.

Да и сами они работать не смогут - спрос на «голые квартиры» стремительно падает.

За последние 2-3 года в Краснодаре сформировалась мощная строительная отрасль, она стала одной из градообразующих в городе. В том числе и в плане наполнения бюджета. Градостроительная политика сильно изменилась и планируется какие-то проекты «тормозить». Мы уже видим первые звоночки: краснодарские компании переходят со своими проектами в соседний Ростов. Если строители начнут массово уходить из Краснодара, насколько сильно пострадает экономика города?

Она уже страдает. В прошлом году мы потеряли 6 млрд руб. капитальных вложений в строительный бизнес. В этом году за 1 кв. - почти 1 млрд руб. Надо понимать, что значительное количество рабочих мест и зарплата в экономике города формировались под сильным влиянием строительной отрасли. Но, как я уже говорил, сейчас есть стратегическая задача: осваивать новые территории только комплексно. Помогать только тем компаниям, которые готовы строить жилье со всей социальной инфраструктурой. Таких темпов и того количества компаний, которые были еще год назад, в Краснодаре уже не будет. Но они объективно сегодня уже и не нужны, мы уже создали насыщенный рынок жилья, чтобы в течение ближайших 5 лет выстраивать новую жилищную политику.

А чем город сможет заместить выпадающие доходы от строительной отрасли?

Нельзя говорить, что доходы от строительной отрасли «выпадают» из бюджета. Сегодня отрасль перепрофилируется. Объективно какое-то снижение поступлений будет. Чем замещать? Другими направлениями. Например, развитием промышленности. Уже утверждена программа развития промышленного парка в Восточной промзоне Краснодара, есть предложения по размещению новых производств, и не только в ВПЗ. Думаю, что здесь есть для города хорошие перспективы. Тем более сейчас, когда реализуется программа импортозамещения, развивается сельское хозяйство, а, следовательно, новый импульс получает развитие перерабатывающей промышленности.

В.Евланов: «Я хотел бы сдвинуть с мертвой точки «Краснодарский транзит»

Есть еще одно мнение. Что, будучи главой Краснодара, вы большинство решений принимали, руководствуясь не собственным мнением или интересами горожан, а под давлением бывшего губернатора и его замов. Так ли это?

Не так. Во-первых, мнение горожан для меня всегда было определяющим и решающим, я провожу много встреч, сходов, приемов граждан, и всегда прислушиваюсь к мнению людей при принятии тех или иных решений. Во-вторых, свое мнение я всегда умел отстаивать, в том числе и на уровне руководства края. В-третьих, я вообще не приемлю слово «под давлением». Не только у нас в крае, по всей стране выстроена вертикаль власти. Времена, когда мэры «воевали» с губернаторами, а губернаторы – с федеральной властью, давно прошли. Сегодня в регионах формируются команды, и если какой-либо глава не устраивает губернатора – он работать не будет. И это сделано не для того, чтобы мэры «брали под козырек», а для эффективной работы всех уровней власти.

Конечно, со сменой руководства края меняются и некоторые приоритеты, подходы к решению тех или иных проблем.

Мой следующий вопрос касается бюджета Краснодара. Из уст депутатов ЗСК в ваш адрес звучала критика о том, что Краснодар имеет слишком низкие доходы бюджета. Из 21 млрд руб запланированных доходов на 2016г. собственные доходы города - только 13,5 млрд руб. (остальное дает край). При этом бюджет дефицитный, несмотря на то, что город (официально не являясь миллионником) лидирует в стране по вводу жилья, по обеспеченности торговыми площадями и др. параметрам. Вы считаете, что у Краснодара не было резервов стать городом-донором для края?

Краснодар и сейчас город-донор краевого бюджета. Если говорить об общих доходах — то они распределяются по 3-м направлениям: ежегодно 78-80 млрд руб. доходов Краснодара идет в консолидированный бюджет края (к слову, город дает 37-39% от всех доходов краевой казны). 30 млрд руб. город перечисляет в федеральный бюджет. Из всех доходов самому Краснодару остается ежегодно 13,5-14,5 млрд руб.

Конечно, частично мы получаем свои деньги «назад» в виде тех или иных программ, в виде субсидий и субвенций и т.д. Обычно край давал примерно столько же денег, сколько оставалось в собственно городском бюджете. То есть 13-14 млрд руб. Но в этом году произошло сокращение этих ассигнований из краевого бюджета на 4 млрд руб. То есть город серьезно потерял и уже не может обеспечить свои расходные обязательства. В этом есть проблема.
Есть и другие проблемы: сокращаются те суммы налогов, которые город мог раньше мог оставлять в своем бюджете. Например, если 2 года назад город оставлял у себя 30% НДФЛ, то сейчас лишь 22%. Этот процент снизил нам край. В итоге только по этому налогу мы потеряли больше 2 млрд руб.

В этом году мы будем иметь в бюджете 13,5 млрд руб. собственных доходов и лишь 8 млрд руб. субвенций из краевого бюджета. То есть город находится практически на самовыживании. Если взять, для сравнения, бюджет соседнего Ростова, то там собственные доходы города составляют 12 млрд руб. (причем они упали больше чем на миллиард по сравнению с прошлым годом, а нам удается держаться на том же уровне), а "добавка" из областного бюджета — еще 17 млрд руб. Краснодар — это столица региона. И развитие столицы должно быть приоритетным для края.

Как вы знаете, с прошлого года программа "Краснодару — столичный облик" была остановлена. Программа по приоритету города Краснодара снята. Соответственно, с этим ушли и средства, даже по уже начатым объектам и проектам. Включая ул. Восточно-Кругликовскую, ливневый коллектор по ул. им. Петра Метальникова, строительству ряда школ. Сейчас все эти проекты стоят без движения.

К чему это приведет?

Я думаю, что в первую очередь это должно привести к тому, чтобы край восстановил эту программу. Пусть не с таким названием, но она должна быть. Иначе город, даже зарабатывая, не будет иметь возможность содержать себя.
Но и кроме этого, нужно искать возможности решения этих вопросов - не только на краевом, но и на федеральном уровне. В случае, если меня изберут в Государственную Думу, я буду добиваться включения Краснодара в федеральные программы по строительству инфраструктурных объектов.

В.Евланов: «Я хотел бы сдвинуть с мертвой точки «Краснодарский транзит»

К слову, вы уже не раз заявляли различным СМИ о том, что на федеральном уровне (если вы станете депутатом Госдумы) собираетесь решать проблемы современных мегаполисов. Какие именно?

Проблема в том, что многие вопросы, которые должны и обязаны решать мэры городов, не имеют должной законодательной базы. Мы вынуждены все время обращаться с законодательными инициативами в ЗСК, пишем письма в краевую администрацию. И далеко не все они находят ответа. Например, это касается системы начисления штрафов за неправильно припаркованные автомобили. Мы так и не смогли преодолеть коммуникационный барьер, который возник на стыке краевых и федеральных структур. Это лишь один из примеров.

Если мне удастся выйти на федеральный уровень, я лично буду отстаивать решение проблем крупных городов. Этому поспособствует и новая структура Госдумы. В ней впервые будут разделены депутаты, которых изберут по одномандатным округам и по партийным спискам. Я буду избираться по 46-му одномандатному округу и рассчитываю на поддержку краснодарцев. И если они окажут мне поддержку на выборах, я должен буду представлять их интересы в Госдуме. На мой взгляд, причиной того, что в прежнем созыве депутаты слабо отстаивали интересы города, как раз и является тот факт, что раньше в Думе были только депутаты-списочники.

Предвыборная кампания официально еще не началась. Но мы уже видим горячие дебаты. В том числе массу критики в ваш личный адрес и адрес вашей команды от прямого конкурента, представителя КПРФ Сергея Обухова.

А как вы хотите? Это же предвыборная кампания федерального масштаба, страсти накаляются, и дальше будет еще жарче. Критиковать, ничего не делая, легко. Пока что я от этой критики своего возможного соперника ничего полезного для города и горожан не увидел. Мне кажется, что нужно подкреплять свою позицию конкретной пользой для города. Одно могу сказать – ни одного рубля действующие депутаты Государственной Думы городу не принесли. А писать запросы и жалобы во все инстанции – не думаю, что это требует великого умения и может считаться эффективной работой.

А какие конкретно задачи вы собираетесь решить на посту депутата Госдумы?

Их достаточно много. Первое, я хотел бы сдвинуть с мертвой точки проект «Краснодарский транзит». Я уверен, что перенос железной дороги за пределы города и использование существующих ж/д путей в качестве автомагистрали и линии скоростного трамвая позволят ликвидировать проблему пробок в городе. Мы уже рассматривали этот проект, приступали к его осмыслению и подготовке к реализации, но сначала Олимпийские игры, а потом кризис помешали его воплотить в жизнь. Но я думаю, что в ближайшее время совместными усилиями вместе с федеральной поддержкой можно будет реализовать этот проект.
Вторая проблема, которая требует решения, находится в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это вопрос капитального ремонта жилья. Те региональные фонды, которые для этого сегодня созданы, совершенно неэффективны. Итог деятельности этого фонда в нашем крае в прошлом году показал, что решение проблемы капремонта домов в Краснодаре становится просто нереальным, если в таких фондах не будет участвовать непосредственно муниципалитет. Я считаю, что такой фонд должен быть каким-то образом закреплен на муниципальном уровне, нужно сделать так, чтобы взносы, собранные в Краснодаре, здесь и оставались и использовались на ремонт домов.

Эффекта от «общего котла» я не вижу. Например, в этом году в региональную программу капремонта включены 38 домов из Краснодара на сумму 24 миллиона рублей, тогда как взносы от города в фонд составили около 700 миллионов. В хорошие времена, при наличии федеральной программы и нашей персональной ответственности, мы тратили на ремонт домов около 500 миллионов, и смогли привести в порядок сотни домов. А сейчас это просто смех и слезы.

Еще один вопрос — формирование доходной части городских бюджетов. Я считаю, что во многом несбалансированность бюджетов городов является результатом неправильного подхода к принципам формирования доходной и расходной части. У меня есть реальные предложения, как этот вопрос можно решить.

Как вы оцениваете свои шансы на выборах?

Думаю, что шансы выиграть у меня есть, и здесь я опираюсь на поддержку краснодарцев и рассчитываю на нее. Я прошел через 2 открытых избирательных кампании. В 2005 году за меня проголосовали 65% избирателей, в 2009 г. - 68%. И сейчас, судя по социологическим исследованиям, большинство жителей города поддерживают меня как мэра Краснодара.

Мы много говорили о том, за что вас критикуют. Но хочется закончить интервью на позитивной ноте. На посту мэра, несомненно, вы добились высоких результатов по целому ряду показателей. За последние 10 лет Краснодар серьезно изменил свой облик. Покидая пост мэра, лично вы какими своими достижениями гордитесь больше всего?

Я горжусь тем, что Краснодар является одним из самых чистых городов России, и здесь мы можем конкурировать с кем угодно. А ведь раньше Краснодар никогда чистотой не отличался. Я уже не говорю о том, что больше всего жилья в Краснодаре построено за это время. В краевом центре выполнены большие объемы работ по благоустройству: мы реконструировали и отремонтировали практически все парки, магистральные дороги. Все, наверное, уже забыли, какая раньше была ул. 2-я линия, Алма-Атинская, Селезнева и т. д. В Краснодаре вместо разбитых асфальтовых тротуаров появились новые плиточные. У нас газонов никогда не было в городе, а сегодня все к этому уже привыкли, как и к цветам круглый год. Горожане отдыхают, сидят и лежат на газонах в парках и скверах, как в Европе, и это тоже примета современного города. В Краснодаре самая высокая обеспеченность на душу населения качественными торговыми площадями. Все транспортные магистрали, въездные маршруты, многие улицы были реконструированы, обновлены и приведены в порядок. Все они получили электроосвещение, которого раньше просто не было. В нашем городе опережающее развитие получил малый и средний бизнес.

Недавно на Форуме малого и среднего предпринимательства мы обсуждали Стратегию развития малого и среднего бизнеса, разработанную Минэкономразвития. Так вот, в ней заложены определенные цели и показатели, достижение которых планируется к 2030 году. Один из них – увеличить по стране долю занятого в секторе малого и среднего бизнеса населения до 35 процентов, у нас же сегодня эта цифра достигает 44 процентов. 230 тысяч горожан – каждый четвертый - работают в этой сфере, и в этом – перспектива города и надежда на его опережающий рост в будущем. Именно малый и средний бизнес не позволил в нынешнем кризисном году «провалиться» собственным доходам городского бюджета, как это произошло, например, в соседнем Ростове. Да, мы отстаем от показателей прошлого года, но на незначительные суммы, а не на миллиарды, как другие города.

То, что сделано в городе за последние 10 -15 лет, позволило приблизить Краснодар к европейским стандартам. И перспективы у города хорошие, я в этом убежден. Столица Кубани будет развиваться дальше, для этого заложена хорошая основа.

В конце 2015г. власти Краснодара объявили о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе (с привлечением экспертов и горожан). Техническое задание для внесения изменений в Генплан планируется сформировать к середине 2016 года. Обсуждение Генплана ведется на странице "Открытый Краснодар. Генеральный план города".

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Все новости Краснодар
Легпром Кубани увеличил отгрузку продукции на 19% с начала 2024 года Краснодар, 08:45 
Мэр Орска объяснил переезд сына в Саудовскую Аравию Политика, 08:44
«Ъ» узнал, что смена губернаторов до инаугурации Путина маловероятна Политика, 08:43
Шольц встретился с Си Цзиньпином в Пекине Политика, 08:34
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию Pro, 08:26
Япония решила сохранить участие в российских нефтегазовых проектах Политика, 08:10
Сможет ли сильный доллар обрушить юань и есть ли в этом угроза для рубля Pro, 08:09
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Площадь сева нута на Кубани увеличилась на четверть в 2024 году Краснодар, 08:00 
МЧС показало кадры расчистки русла в Курганской области Общество, 07:54
Еще один фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест Общество, 07:44
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:40
Курс доллара поднялся выше ₽94 впервые с 30 октября Инвестиции, 07:39
В Бурятии затопило более 470 участков Общество, 07:26
Европа криминализует обход санкций. Какие могут быть последствия Экономика, 07:00