Пахомов: "Цены на лыжных курортах Сочи останутся на прошлогоднем уровне"
Анатолий Николаевич, по данным аналитиков, в этом году Сочи может показать рекордные итоги курортного сезона. Расскажите о цифрах: как курорт провел летний сезон и какие ожидания по зимнему?
Цифры действительно впечатляют. За 9 месяцев текущего года в Сочи отдохнуло 4 млн 700 тыс. человек. Это на 6% больше, чем в прошлом году. Средняя заполняемость санаторно-курортных организаций за отчетный период составила 82%. В пляжный сезон город посетили 3 млн гостей. Показатель средней загрузки летом доходил до 94%.
Что касается зимнего периода, то в минувший горнолыжный сезон курорты Красной Поляны посетили более 800 тыс. гостей.
А какие ожидания на эту зиму?
Очень хорошие ожидания. Уже сегодня практически завершены продажи на новогодние праздники. Изучая сводки по бронированию и продаже отелей горного кластера можно с уверенностью говорить, что востребованность номерного фонда составляет более 85%. При этом нашим предприятиям общественного питания, бытового обслуживания, торговли нужно будет учесть все возрастающую нагрузку. Необходимо исключить ситуации с дефицитом товаров и услуг на Красной Поляне, как это было в прошлом зимнем сезоне. В период новогодних праздников 2014-2015 годов большой проблемой было найти работающую парикмахерскую или салон красоты. 62% предприятий устроило себе новогодние каникулы, в итоге гости города не могли элементарно подстричься.
В прошлом году разразился скандал и по поводу того, что горнолыжные комплексы взвинтили цены на ски-пассы в период январских каникул. В этом году снова ждать скандала, или этот вопрос уже заранее оговаривался с туркомплексами?
Поставленный вопрос касается в первую очередь курорта «Роза Хутор», как самого востребованного из трех горноклиматических курортов (55% выбрали в прошлом году именно «Розу Хутор», по 25% отдыхающих - "Газпром" и "Горную Карусель").
Конечно мы не хотим допустить повторение прошлогодней ситуации. 21 октября мы уже провели совещание с руководителями горнолыжных курортов по подготовке к зимнему сезону. С учетом прошлогодних проблем с очередями мы рекомендовали курортам вести продажи ски-пассов с учетом комфортной емкости курорта и безопасности на трассах. Руководство "Розы Хутор" нам пообещало, что в этом году очереди на подъемники будут в 2 раза меньше.
И какие в этом будут цены на подъемники в период новогодних каникул?
Как нас заверили представители курортов, цены на ски-пассы в сезон 2015-2016 будут аналогичны прошлогодним - порядка 2500 руб. в день в сезон "Пик", то есть в новогодние и рождественские праздники. В остальные дни цены варьируются от 1100 до 1950 руб. в день. Но нужно понимать, что имеются и пакетные предложения. Например, годовой ски-пасс за 50 тыс. руб., полугодовой - 38 тыс. руб.
Это тоже не слишком дешево...
Цены вполне сравнимы со стоимостью ски-пассов на других мировых горнолыжных курортах. Например, цена на двухдневные ски-пассы на горнолыжные курорты Андорры и Франции (курорт Шамони) составляет 86 евро (или около 6 тыс. руб.) в течение всего сезона катания. На Розе Хутор в сезон "Пик" двухдневный ски-пасс будет стоить 4900 руб., в остальные дни зимнего сезона от 2100 до 3800 руб. То есть при том, что сервис у нас находится на таком же качественном уровне, стоимость ски-пасса — ниже.
И все же Сочи сегодня хоть и лучший курорт России, но далеко не самый дешевый. В разгар летнего сезона цены на размещение в качественных отелях превышали аналогичные и в Турции, и даже в Греции (порой включая перелет). Многие ехали потому, что просто не имели юридической возможности выехать за границу. На ваш взгляд, насколько экономически обосновано сегодня ценообразование гостиниц в Сочи? Или цена будет расти бесконечно вместе со спросом?
Не совсем соглашусь с вами. На самом деле Сочи сегодня – курорт разноплановый, имеющий все возможности для того, чтобы удовлетворить множество запросов, в том числе и по ценам. Сфера размещения Сочи – это множество предложений и самый широкий разброс цен.
Мы провели соцопросы среди отдыхающих, проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что дело, скорее, не в высоких ценах, а в недостатке информации о бюджетных вариантах отдыха. К примеру, сопоставимость цены и качества сочли оптимальными 47% опрошенных нами респондентов. Но 44% посчитали свой отдых дорогим. Почему? А потому что не сделано было того, что мы сейчас требуем с туроператоров. А требуем мы подготовить подробные пакеты различного уровня бюджета для гостей. Например, пакеты эконом-класса с размещением в отелях 1-2 звезды, с питанием в столовой, а не в ресторане, с бесплатными концертами, которые проводятся в Олимпийском парке, с посещением муниципального пляжа и дешевыми экскурсиями. Такое же информационное сопровождение турпакетов для тех, кто рассчитывает на отдых на уровне 3 звезды.
Более того, я считаю, что подробнее надо информировать не только гостей со средним достатком, но и состоятельных туристов. Еще один пример из соцопроса. 10% гостей Сочи не потратили и половины запланированных на отдых средств. При этом услугами премиум-класса, такими как «Скай Парк» и прогулочные яхты, воспользовались только 0,9% и 3,9% всех опрошенных соответственно. Полностью израсходовали взятые с собой деньги на отдых только 44% туристов. Еще 34% увезли домой четверть запланированного отпускного бюджета.
И, напоследок, цифра, которая нас порадовала. 94% опрошенных заявили, что могут порекомендовать своим друзьям и знакомым отдых в Сочи. Это значит, люди нашим курортом в целом довольны.
Какая средняя стоимость размещения в отелях будет в зимний сезон?
Цены будут варьироваться в зависимости от категории отеля (звездности) и категории номеров. Зимнее ценовое предложение по сочинским отелям и здравницам в двухместных стандартных номерах категории 3 звезды прогнозируется в пределах от 3800 руб. в городской черте и до 6800 руб. за номер в сутки в Горном кластере.
Имеретинская низменность — это, конечно, хороший пример того, как должен выглядеть курорт. Но есть еще и, например, Лазаревский район, где и инфраструктура, и качество отдыха сильно отстают от идеала. Что делается, чтобы повысить качество отдыха по всему Сочи?
Опять не соглашусь с тем, что Лазаревский и другие районы Сочи чем-то сильно отличаются по уровню сервиса от центрального Сочи или Имеретинской низменности. Названный вами Лазаревский район, между прочим, является самым востребованным среди гостей эконом-класса. И это к вашему же вопросу о доступности цен в Сочи. Не все могут позволить не самые дешевые 4-5-звездные брендовые отели, поэтому многие гости размещаются в миниотелях и гостевых домах. При этом качество отдыха в этих объектах подтверждается категорией, присвоенной гостевому дому или минигостинице.
А что касается Лазаревского района, здесь находится почти половина из 800 миниотелей в Сочи, которые прошли сертификацию. Кроме того, на территории района расположены 4 детских специализированных санатория Минздрава, 16 санаторно-курортных предприятий, оздоровительно-развлекательный центр с аквапарком "АкваЛоо", также 8 летних детских оздоровительных лагерей.
Я знаю людей, которые из года в год приезжают отдыхать именно в Лазаревский район — им там очень нравится.
В конце ноября в Главном Медиацентре пройдет второй Международный туристский форум. Какие главные проблемы будут обсуждаться с турбизнесом?
Это действительно важное для нас мероприятие, которое говорит о том, что Сочи стал центром туризма в России. Я лично буду принимать участие в форуме и встречусь с представителями крупнейших туркомпаний в рамках делового завтрака 26 ноября. В первую очередь, конечно, мы будем говорить о потенциале дальнейшего развития внутреннего и южного туризма. Но важных и актуальных тем сегодня очень много. В том числе — как гарантировать отдыхающим максимальную безопасность в свете последних трагических событий. Будем обсуждать и вопросы регулирования отрасли, развития розничного рынка туруслуг и т. д.
Олимпийское наследие Сочи - отдельный, и на сколько я понимаю, довольно больной вопрос для всех уровней власти. По всему видно, что политика краевых властей направлена на то, чтобы передать на федеральный уровень дорогостоящие объекты (Медиацентр, трасса Формулы-1 и т.д.). Насколько тяжело сегодня городу содержать олимпийское наследие? Край тратит на проведение той же Формулы-1 кредитные деньги. А откуда берет деньги мэрия Сочи?
Олимпийская инфраструктура – это, прежде всего, бесценное наследие, которое будет служить городу Сочи еще многие десятилетия. Содержать их, конечно, не легко: одних только новых дорог на баланс муниципалитета передали после Игр более 50 километров. Но надо понимать, что эта инфраструктура не только добавила расходов городской казне, но и привела к определенному увеличению доходов за счет увеличения налогооблагаемой базы – например, за счет расширения сферы размещения.
В цифрах — сколько мэрия сейчас тратит на содержание олимпийской инфраструктуры? И хватает ли городу на это средств?
По итогам 2015 года расходы городского бюджета на содержание олимпийской инфраструктуры составят почти 660 миллионов рублей. Это почти десятая часть наших собственных доходов. Конечно, если брать в чисто денежном выражении, расходы на содержание напрямую не перекрываются. Но надо понимать, что постолимпийское наследие города, а это новые дороги, ЖКХ, и т.д., дает, прежде всего, социальный эффект. А это – удовлетворенность населения, отсутствие пробок, комфортная среда, хорошая экология. Так что, если говорить об экономическом эффекте – то он долгосрочный, и заключается в комплексном развитии региона.