Константин Мотлях, Tele2: «Мы не хотим быть просто частью инфраструктуры»
Константин Мотлях был назначен директором макрорегиона «Юг» Tele2 в конце декабря 2015 года. Ранее он занимал позиции директоров Tele2 в Иркутске и макрорегионе «Центр».
– В начале года Tele2 представила новую коммуникационную платформу «Другие правила», на базе которой будет строиться собственная экосистемы услуг и сервисов. На каком этапе сейчас находится реализация этой концепции в Краснодарском крае?
– Сейчас мобильный телефон – это не просто средство связи, на него завязано множество самых разных аспектов повседневной жизни. В рамках новой концепции мы не хотим быть просто элементом инфраструктуры, мы хотим быть удобным сервисом, который включал бы в себя все современные потребности человека. Мы стремимся стать частью жизни клиента, чтобы нас воспринимали не просто как мобильного оператора, а как помощь во многих жизненных ситуациях.
Концепция «Другие правила» предполагает изменение образа действия и жизни компании относительно поведения абонентов. В рамках нее мы запускаем целый ряд клиентских предложений, которые были бы полезны нашему клиенту. Это совместные проекты с партнерами, т.к. мы считаем, что в сфере услуг каждым направлением должны заниматься профессионалы. В результате мы даем возможность нашим абонентам получать доступ к лицензированным аудиофайлам, а также к специальным предложениям различных сервисов, включая службы такси и банки.
Например, в службе заказа Gett Taxi клиенты Tele2 автоматически получают скидку. Это партнерство уже действует в Москве, в Краснодарском крае оно будет реализовано в течение 2017 года.
Также в течение 2017 года в регионе будут запущены партнерские программы Tele2 с одним или несколькими банками. Например, в апреле подписано соглашение «Тинькофф Банк» о создании нового виртуального оператора сотовой связи. Сотрудничество предполагает создание полноценного оператора по MVNO-модели с собственным кодом сети на базе инфраструктуры Tele2, выделенным диапазоном номера и SIM-картами. Банк предложит своим клиентами собственные тарифы, набор услуг и скидок.
Неравномерность подключения подобных предложений в регионах связана с тем, что они разрабатываются и тестируются в столичном регионе, а затем реализуются по всей стране.
В целом, это очень интересное для нас направление, и оно должно быть взаимовыгодным как для клиентов, так и для партнеров, которые обеспечивают эти сервисы.
– Ваши коллеги по бизнесу также занимаются разработкой особых платформ для предпринимателей, которые позволяют совмещать услуги связи и управленческие функции? Tele2 планирует что-то делать в этом направлении?
– В этой области пока ярких достижений у нас нет, но мы точно не стоим на месте. Наша задача – поднять голову там, где нас никто не ждал. Наши коллеги по рынку, обслуживая большие базы, во многом потеряли чувствительность к малому и среднему бизнесу в плане сервиса. Как оказалось, это почва очень благодатная.
Безусловно, в компании Tele2 ведутся работы по поиску портфельных решений для клиентов.
– Сегмент B2B в Краснодарском крае исторически был поделен между другими операторами связи. Однако этот рынок растет за счет малого и среднего бизнеса, а потребности абонентов меняются. Как сейчас Tele2 чувствует себя на этом направлении?
– Год назад, обсуждая план развития на 2016 год, в качестве одной из основных задач мы видели развитие собственной клиентской базы, в т.ч. по направлению B2B (business to business), которое также включает направление M2M (machine to machine), это использование сим-карт в различных технологических системах.
Если говорить о количественной составляющей, то минувший год показал, что рынок B2B фактически разделен между операторами связи и ожидать его глобального передела не стоит. Во-первых, все операторы сейчас сконцентрировали свои усилия на удержании корпоративных клиентов, ради чего готовы предоставлять им уникальные сервисы и предлагать особые условия. Во-вторых, в условиях относительного паритета в ценовом предложении абоненты, включая сегмент B2B, все больше внимания обращают не на небольшую разницу в ежемесячной плате, а на эмоциональную оставляющую.
К тому же, мы понимаем, что появление на рынке совершенно новых корпоративных абонентов, у которых вообще не было опыта работы с «большой тройкой» крайне ограниченно.
Поэтому мы не питаем каких-то особых иллюзий, но и не оцениваем ситуацию негативно. Tele2 – единственный оператор связи, который растет в этом сегменте. Число корпоративных клиентов по итогам I квартала 2017 года выросло на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом количество абонентов в бизнес-сегменте за год увеличилось на 71%, а выручка в направлении B2B возросла на 30%.
Если брать данные за апрель, то прирост по базе в корпоративном сегменте в Краснодарском крае и Ростовской области в 2017 году составил 54%. Количественно это 1179 новых компаний.
Мы берем с рынка тех абонентов, которые по какой-то причине решили поменять поставщика услуг связи. Это означает, что мы сейчас на рынке соответствуем требованиям столь чувствительного сегмента, как B2B. Мы научились работать с тарифными опциями, сервисами и предложениями, обеспечиваем высокий уровень обслуживания – все это позволяет нам забирать клиентов у бывалых игроков рынка.
– Вы упомянули перспективный рынок M2M. Насколько он интересен для Tele2 на Юге России, что вы предпринимаете, чтобы его завоевать?
– Рынок M2M выглядит в перспективе стратегически интересным, потому что тесно связан в т.ч. с развитием «Интернета вещей». С этой точки зрения, данным направлением, безусловно, нужно заниматься. Но с точки зрения денег, это направление бизнеса пока «попутное» для операторов связи. В настоящий момент уровень потребления подобных устройств настолько примитивен, что говорить о каком-то серьезном увеличении доходов не приходится.
Но мы работаем с этим сегментом, у нас есть тарифные опции, поддерживающие это направление. За 2016г. мы увеличили в Краснодарском крае количество сим-карт Tele2 с тарифами M2M на 25%, а выручка – на 48%.
– Какие факторы влияют на тарифную политику Tele2 в Краснодарском крае – помимо тарифов других операторов сотовой связи?
– Концепция «Другие правила» предполагает наше комплексное преобразование из оператора со стратегией дискаунтера в компанию со стратегией value for money – для тех, кто не хочет переплачивать. Это не означает, что мы изменили себе, Tele2 по-прежнему остается самым выгодным оператором на рынке по соотношению цена-качество.
В начале 2017 года первыми на рынке запустили возможность переноса остатков неиспользованных минут и неиспользованных гигабайт, причем для всей линейки тарифных планов, доступных для подключения. Единственным условием является своевременная оплата по счету.
Кроме того, в апреле мы запустили новую тарифную программу под названием «Мой Tele2», которая разработана с учетом реальных потребностей абонентов и не перегружена якобы привлекательными, но мало кому нужными предложениями (вроде нескольких тысяч СМС). Мы по-прежнему придерживаемся своих правил честности и простоты – когда человек видит стоимость своего тарифного плана, он должен понимать, что не переплачивает за неиспользованные минуты или смс, а платит только за столько, что ему реально нужно.
Кроме того, к изменениям в тарифной политике также привел запуск на Юге России технологии LTE. Год назад мы видели робкое начало запуска пакетных предложений, которые внутри содержат пакеты минут, смс и интернет-трафика. Сейчас они становятся основной моделью потребления и оплаты услуг.
Мы видим, что с появлением скоростного мобильного интернета пользователи уходят от SMS и MMS, общение и обмен информацией переносятся в мессенджеры и социальные сети. Поэтому мы не стали искусственно ограничивать этот процесс, не стали навязывать абонентам СМС в качестве основного канала переписки. Наоборот, в ряде наших тарифов с абонентской платой трафик в основных социальных сетях и интернет-мессенджерах является бесплатным. Это удобно для абонентов и, откровенно говоря, выгодно для нас – при общении в Интернете люди часто переходят по присланным ссылкам на различные сайты, видеоролики и т.д., а этот трафик уже учитывается и тарифицируется.
– Какие планы по развитию у Tele2 на второе полугодие 2017 года в Краснодарском крае и на Юге России в целом?
– Если говорить про внутренние надежды компании, мы делаем ставку на то, что существенно вырастет передача данных. На рынок скоростного мобильного интернета компания Tele2 пришла последней из федеральных операторов. К этому времени часть абонентов, нуждающихся в передаче данных, уже ушла к другим операторам, которые предоставляли эту услугу. Теперь мы возвращаем клиентов в свои ряды, обеспечивая им по-настоящему быстрый мобильный интернет и наше фирменное качество сервиса.
Кроме того, мы надеемся на рост активных пользователей среди своих клиентов. Для этого мы прилагаем огромные усилия по поддержанию высокого уровня работы сетей передачи данных. В 2017 году практически на 20% выросло число базовых станций с поддержкой 3G в Краснодарском крае и Ростовской области. По LTE в этом году планируем расширение зоны покрытия на Юге более чем в два раза.
Разумеется, Tele2 в Краснодарском крае продолжит развитие сетей 3G и 4G, обеспечивая стабильное качество как для абонентов региона, так и для всех гостей курортов Кубани. В настоящее время технические подразделения компании как раз заняты подготовкой к туристическому сезону.
В марте этого года, в рамках изменений, которые происходят внутри Tele2, мы получили в управление Волгоградскую область. В этой связи мы планируем привести все параметры сети и розничную дистрибуцию этого региона к той планке которую мы держим в Краснодаре и Ростове. Этим летом будем запущена там и сеть 4G.