Пока не «эко»: что мешает внедрению раздельного сбора мусора на Кубани
В Краснодарском крае с 2017 года постановлением губернатора Вениамина Кондратьева ведется внедрение раздельного сбора мусора. Согласно документу, переход на раздельный сбор твердых отходов в регионе будет проводиться в три этапа. В 2020 году начался первый этап — раздельный сбор пластика. Об этом на видеоконференции РБК Краснодар рассказала замначальника отдела обращения с твердыми отходами министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Евгения Дудко.
Эко-осознанность на минимуме
По словам Евгении Дудко, на территории региона установлено более 3 тыс. контейнеров для раздельного сбора пластика. На следующий период запланировано дополнительно разместить минимум 2,5 тыс. контейнеров.
Региональный оператор АО «Мусороуборочная компания», обслуживающая Краснодарскую зону (Краснодар и Динской район), начал выставлять контейнеры для раздельного сбора мусора в 2018-2019 годах. В настоящее время размещено более 896 контейнеров, в том числе для пластика — 731, для бумаги и картона — 165. Для транспортировки закуплено пять машин, в которых разделены секции для этих двух видов отходов. Однако на данном этапе процесс раздельного сбора пластика сложно назвать эффективным.
«По нашим исследованиям, эти отходы имеют 51% засора, то есть они требуют досортировки. Их рано передавать на переработку. Пока необходимо внедрять двухпотоковую систему: ставить два контейнера на площадке, разделять то, что можно переработать, и отдельно несортированные ТКО, так как досортировка все равно требуется. При этом затраты намного больше», — сообщила заместитель директора по развитию АО «Мусороуборочная компания» Галина Филатова.
Проблему засорения контейнеров для пластика подтверждает и генеральный директор ООО «ЭкоЮГ» Владимир Шило. Уровень засора доходит до 70%. Стоимость испорченного, грязного пластика значительно ниже. Для превращения данного вторсырья в хороший продукт требуются большие затраты. Как считает Галина Филатова, в настоящее время переработка настолько не развита, что в России с ее ресурсами дешевле использовать чистое сырье.
«Вторичное сырье сначала необходимо подготовить — досортировать, очистить, разобрать сложные агрегаты, проверить радиоактивность, отмыть. И только потом это сырье можно пускать на производство чего-либо или добавлять в какой-то продукт. Поэтому так мало переработчиков. Пока малый и средний бизнес не будет знать, что его работа будет обеспечена, он вряд ли будет вкладывать деньги», — отметила Галина Филатова.
Избежать трату природных ресурсов возможно при грамотном разделении отходов самими гражданами. Директор «ЭкоЮг» утверждает, чтобы население использовало контейнеры для раздельного сбора по предназначению, помимо проведения просветительской работы необходимо благоустраивать контейнерные площадки. Кроме этого следует увеличить количество отдельных баков для ТКО, чтобы у людей не возникло желания бросить мусорный пакет в бак для пластика.
«Для расстановки контейнера должна быть оборудована контейнерная площадка, соответствующая СанПиНу, ГОСТу, имеющая основание, ограждение, информационную табличку. В большинстве случаев площадки в муниципалитетах далеки от идеала. Те, которые уже есть, не поддерживаются. Новые еще не начинают строить. Поставить контейнер и вывозить его с необходимой кратностью — не самая сложная задача. В информировании самого населения, в прививании культуры раздельного сбора мусора, мне кажется, больше проблем лежит», — комментирует Владимир Шило.
По российскому законодательству, за обустройство и содержание контейнерных площадок отвечают собственники земельного участка. Чаще всего, ими выступают ТСЖ, управляющая компания или администрация муниципалитета. Организация мест приема отходов, требующих особого обращения (батарейки, ртутные лампы), также лежит на собственнике участка. Региональные операторы могут содействовать в организации площадок, однако это не их зона ответственности.
Низкая рентабельность и никакого диалога
Как отмечают представители отрасли, мусоропереработка сегодня — малорентабельный бизнес. В случае с переработкой б/у шин рентабельность в абсолютном выражении без сопутствующих затрат составляет около 30%, поделился управляющий «Резтех» Владимир Колгурин.
«Это при условии, что нам привозят покрышку. Если включать то, что делаем мы (едем вдоль дорог, собираем шины по шиномонтажкам), то рентабельность упадет до 11%. У нас так же, как и с пластиком, есть нюансы — резина резине рознь. Например, в составе китайской резины есть химия, и когда мы начинаем ее перерабатывать, покрышки начинают гореть», — рассказал Владимир Колгурин.
Окупаемость оборудования по переработке резины составляет в лучшем случае 3-4 года. Срок окупаемости сортировочных комплексов по типу того, что возводит АО «Мусороуборочная компания» вблизи хутора Копанского, составляет от 10 лет. Стоимость объекта может быть около и более 1 млрд рублей.
Еще одна проблема, которую отметили участники видеоконференции, это неактуальность территориальной схемы обращения с отходами.
С 1 января 2017 года на Кубани утвердили новые правила по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Согласно им, мусор разрешалось размещать только на лицензированных полигонах. А за сбор и утилизацию должны отвечать региональные операторы, с которыми заключают договоры органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом в каждом регионе будет устанавливаться единый тариф на услугу по обращению с ТБО. В рамках территориальной схемы обращения с отходами установлены 11 зон деятельности региональных операторов, за каждую из которых должна отвечать отдельная компания. Позднее число зон было решено уменьшить до пяти — по количеству региональных операторов.
В настоящее время на территории региона работают шесть регоператоров, два из них обслуживают по две зоны деятельности.
«За время принятия территориальной схемы не внесли туда никаких изменений. Электронная территориальная схема вообще не имеет никакого отношения к реальности. Все происходящее, в том числе, и транспортировка мусора, происходит по каким-то своим путям. Мы не вернулись даже к корректировке тех вещей, которые считаем важными и нужными», — сообщил председатель Краснодарского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Зеленая лига» Евгений Витишко.
Тимур Татьянченко, председатель правления краснодарского регионального отделения Российского экологического общества, предложил включить в территориальную схему предприятия-переработчики мусора.
«На территории края есть предприятия по переработке пластика, стекла, резины, металла. Все, что нам надо — нормально отладить территориальную схему, впустить в нее все предприятия-переработчики, которые сегодня почему-то из схемы выпали. Тогда и схема будет работоспособной, и у предприятий возникнет более высокая рентабельность, и у нас на улицах станет чисто», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, в Краснодарском крае есть муниципалитеты, где раздельный сбор мусора внедряется быстрее, чем в среднем по региону. Среди них Новороссийск, Мостовской район, Темрюк. Опыт этих муниципалитетов показывает, что возможно как наладить раздельный сбор, так и сделать бизнес рентабельным.
Заместитель министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Андрей Прошунин отметил, в ближайшие три месяца будут внесены изменения в территориальную схему. Вариант внесения перерабатывающих компаний в схему так же будет рассмотрен. Сейчас власти региона ведут переговоры с инвесторами, готовыми вкладывать средства в сферу переработки и внедрить новые технологии на кубанские производства. Так, регоператор в Крымской зоне «ЭкоТехПром» предлагает применить новые технологии в направлении глубокой сортировки отходов.
«У нас сегодня положение бедственное. С ним нужно плотно, тщательно работать. Думаю, этот год будет показательным», — резюмировал Андрей Прошунин.
Напомним, власти Краснодарского края рассчитывают наладить сортировку всех отходов на территории региона к 2024 году. Такие производства планируют запустить в ряде городов и районов Кубани. Так, в Сочи ведется реконструкция мусороперерабатывающих линий. Увеличение объемов переработки отходов на территории города позволит значительно снизить количество вывозимого мусора на полигон Белореченска.