Недооцененные «Тороиды»: почему краснодарцы оказались против совриска
В конце июня в Краснодаре за счет частных средств установили три скульптуры «Тороиды» художника Валерия Казаса. Горожане не оценили арт-объекты, и спустя несколько дней после установки их убрали.
«Краснодар — город равных возможностей. Скульптор Валерий Казас предложил свое видение арт-объектов, которые установили на улице Кубанская Набережная. Горожане высказали свое мнение. И это нормально», — прокомментировал тогда в своем Telegram-канале Евгений Первышов.
«Окультуривание» краснодарцев
Идея облагораживать городские пространства объектами искусства появилась у мэрии города в 2017 году. Тогда Евгений Первышов предложил создать каталог арт-объектов, которые планировалось устанавливать в зеленых зонах. Концепцию «окультуривания» столицы Кубани в январе 2018 года представил арт-центр «Типография».
По словам главного архитектора Краснодара Натальи Машталир, с принятием горожанами современного искусства в общественных пространствах всегда были трудности. С 2018 года в краевой столице начали появляться арт-объекты парках и скверах, первым стала работа Draped Data художника Владимира Омутова, которую установили в Чистяковской роще. Спустя год появилось еще два объекта совриска — «Столпы» художника Виктора Линского в Вишняковском сквере и «Точка» Михаила Смаглюка в сквере имени 80-летия Краснодарского края.
«Когда установили вторую скульптуру столпы, был действительно взрыв. Людям казалось, что в скверах, в которых стоит Ленин, святотатство ставить какие-то еще арт-объекты. Третий арт-объект «Точка» Михаила Смаглюка был более понятен для жителей и произвел на них хорошее впечателение. В принципе, мы надеялись, что эти три скульптуры развеют миф о Краснодаре как о городе достаточно традиционной направленности. Потому что Краснодар — это не только папахи и подсолнухи, но и современное искусство», — рассказала Наталья Машталир во время дискуссии «Паблик Ток»: Современная скульптура в городских пространствах».
Она добавила, что для каталога арт-объектов администрация совместно с «Типографией» специально отбирали те работы, которые не просто заполняют собой пространство, а вызывают на диалог, вызывают эмоции.
По мнению депутата гордумы Краснодара Владимира Вербицкого, основная проблема заключается в том, что горожанам не объясняют смысл устанавливаемых работ. Проекты необходимо обсуждать с жителями, показывать ценность того или иного совриска, в противном случае все современные объекты города повторят судьбу «Тороидов».
Похожее мнение высказал и художник, сооснователь Recycle Group Андрей Блохин.
«Реакция горожан важна, потому что они живут здесь, но почву надо готовить всегда. В то же время очень важно учитывать контекст места. Искусство может быть и полезным в том числе. Например, в Барселоне мы видим музей, перед ним есть скейт-площадки», — отметил художник.
Руководитель ЦСИ «Типография», основатель портала «Юга.ру» и спонсор установки «Тороидов» Евгений Руденко уверен, если бы все арт-объекты отбирались голосованием, горожане никогда бы не пришли к общему мнению.
«Нам казалось, что мы удачно выбрали место. Здесь скульптуры никому не мешают, увидеть их могут не только пешеходы, но и водители. Прошли все стадии согласования, утверждения, нам казалось, никаких вопросов быть не может. Почему возникла такая волна недовольства, я не понимаю сейчас», — поделился Евгений Руденко.
По мнению блогера и урбаниста Ильи Варламова, городская скульптура должна быть новой точкой притяжения и достопримечательностью, которая вызывает эмоции. В целом негативная реакция на арт-объекты в городской среде характерна для всех городов страны.
«Со скульптурой в России все довольно грустно, потому что большинство людей хочет видеть обычного истукана. Памятник должен быть памятником, и ничего более. Противоречивая скульптура в Краснодаре — это меньшее, что должно волновать жителей. Если они с таким же рвением выходили против очередной многоэтажки, которые у вас там лепят, цены бы им не было. Конечно, отменить скульптуру, сил и смелости много не надо», — заметил Илья Варламов.
Он предложил обратиться к опыту Лондона, где на Трафальгарской площади ежегодно появляется новая скульптура. Как считает блогер, такую традицию можно ввести и в краевой столице Кубани и каждый год на какой-нибудь площади ставить новые объекты.
Дорого и непонятно
Внедрять искусство в ткань города могут и девелоперы, пришли к мнению эксперты. Например, застройщиков в районе Арабианранта в Хельсинки обязуют учитывать установку современных скульптур и вносить их в смету. Благодаря этому район стал местной достопримечательностью. По словам руководителя Ассоциации застройщиков Краснодарского края Елены Сошниковой, регион может перенять этот опыт. Застройщики готовы вступить в открытый диалог и разрабатывать совместные с художниками проекты.
Если кто-то из застройщиков сделает настоящий арт-объект, который будет представлять художественную ценность, то это может породить установку таких объектах в ЖК премиум-класса, считает Андрей Овчинников, стратег консалтингового агентства «Манн, Черемных и Партнеры». С этим мнением согласна и PR-директор группы компаний AVA Group Наталья Симонтенко. По ее словам, интересные арт-объекты могут влиять и на ценность продукта.
«Арт-объекты в девелоперских проектах должны хорошо сочетаться с концепцией жилого комплекса. Сейчас у нас в стадии подготовки несколько проектов комплексного развития территории, где мы планируем установку арт-объекта», — рассказала Наталья Симонтенко.
В то же время, добавил эксперт, объекты искусства вписываются не в каждый девелоперский проект. Кроме того, позволить себе это могут далеко не все застройщики.
«Любой девелоперский проект — это конвейер. У девелоперов нет ресурсов для того, чтобы заниматься такими вещами, которые не дают очевидные маржи», — прокомментировал Андрей Овчинников.
По словам Евгения Руденко, людям нужны функциональные вещи — это спортивные и детские площадки, места для парковки, территория для выгула собак. В современной плотной застройке место для арт-объекта, который потребует хотя бы площадь 10 на 10 метров, очень трудно будет найти.
Большинство горожан под современным искусством на самом деле подразумевают малые архитектурные формы, пояснила Наталья Машталир. Они носят более декоративный, чем просветительский характер.
«Когда житель пишет письмо с просьбой поставить арт-объект, скорее всего, он хочет, чтобы рядом с его домом поставили «Я люблю Краснодар», «Я люблю ЖК» и так далее», — отметила главный архитектор.