Главное – люди: суд решил, что адыгейский сыр могут делать лишь в Адыгее
В августе 2004г. Федеральной службой по интеллектуальной собственности была произведена регистрация №74 в отношении наименование мест происхождения товара «Сыр адыгейский» в отношении мягкого сыра, произведенного в границах Республики Адыгея.
В настоящее время законное право на использование товарного знака «Сыр адыгейский» есть лишь у пяти предприятий, расположенных на территории РА: Адыгейского, Гиагинского, Красногвардейского, Тамбовского и Шовгеновского молочных заводов.
Оспорить решение Роспатента пытались производители сыра из других регионов – ЗАО «Умалат» (Брянская область), ООО «Саянмолоко» (Красноярский край), ООО «Белый медведь» (Ростовская область) и предприниматель Вадим Агамирян из Чувашии. В частности, истцы просили снять охрану наименования места происхождения товара и действие исключительных прав на его использование.
По мнению заявителей, особые свойства адыгейского сыра, указанные в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров (НМТП), не связаны с конкретным географическим объектом – Республикой Адыгеей. Производители также пытались доказать в суде, что «Сыр адыгейский» представляет собой «вошедшее во всеобщее употребление обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления, а также вошедшее в многочисленные национальные стандарты, регламентирующие требования к молоку для изготовления сыра и закрепляющие требования к самому сыру».
После того, как в октябре 2010г. Роспатент отказал истцам, они обратились в Суд по интеллектуальным правам.
Как отмечается в материалах суда, при регистрации НМТП «Сыр адыгейский» учитывались в т.ч. заключения Министерства сельского хозяйства РФ о наличии у этого продукта «особых свойств, которые определены природными и людскими факторами, характерными исключительно для Республики Адыгея».
В Государственном реестре НМТП, в частности, указывается, что при производстве «сыра адыгейского» применяется оригинальный способ осаждения белка, не встречающийся в мировой практике изготовления сыров. Кроме того, для него используется свежее цельное молоко от коров, пасущихся на пастбищах в предгорьях Большого Кавказа, а формирование и прессование производится в плетеных ивовых корзинках, которые придают поверхности «своеобразный рисунок в виде морщинистой корки со следами прутьев».
Также отмечается, что на стадиях выемки молочного сгустка, формирования сырной массы, посолки и обсушки используется только ручной труд – в результате «людской фактор играет главенствующую роль в появлении особых свойств».
В итоге Суд по интеллектуальным правам не согласился с доводами заявителей о том, что традиционный продукт «сыр адыгейский» может быть воспроизведен в других регионах Российской Федерации (с учетом важности людского фактора при использовании ручного труда), полностью отказав истцам в их требованиях.
Производители сыра из других регионов намерены обжаловать решение суда. Об этом рассказал «Ведомостям» партнер Baker & McKenzie CIS Евгений Ариевич, представлявший в суде «Умалат» и других истцов.
Как сообщал РБК Юг, в 2016г. власти Адыгеи заявляли о намерении выйти на плановые показатели выпуска не менее 10 тыс. тонн адыгейского сыра в год. В 2015г. объем производства составил 9,7 тыс. тонн.
В качестве рынков сбыта молзаводы РА рассматривают не только российские регионы, но и в страны Таможенного союза и «дальнего» зарубежья (в частности, в Объединенные Арабские Эмираты и Сербию).