Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Краснодар
Французский стиль: почему у магазинов Ашан такое название РБК и Ашан, 21:02
Российскую делегацию на конференции по климату в Глазго возглавит Оверчук Политика, 20:58
В Судане второй раз за месяц военные попытались взять власть Политика, 20:53
Российская гимнастка назвала унизительным отсутствие трансляций ЧМ Спорт, 20:42
Как легко занести пианино на 25 этаж РБК и Yamaha, 20:34
Молдавия закупит газ у Польши на фоне спора с «Газпромом» Бизнес, 20:29
В Россию с любовью: Наталия Орейро говорит и поет по-русски Стиль, 20:27
Audi отзовет в России 31 тыс. машин из-за опасных подушек безопасности Авто, 20:23
Bloomberg узнал об утечке метана при ремонте объекта «Газпрома» Бизнес, 20:23
ДТП, потоп и другие неприятности: семь страховых историй с хорошим концом РБК и Ингосстрах, 20:05
Новые русские: как знаменитости получали российское гражданство Общество, 20:04 
Стоимость Tesla впервые в истории достигла $1 трлн Инвестиции, 19:55
Военного атташе ФРГ вызвали в Минобороны из-за слов о ядерном сдерживании Политика, 19:55
В Москве разрешили провести спортивные мероприятия со зрителями в локдаун Спорт, 19:52
Краснодар ,  
0 

Отели, «канатка» и вертодром: что хотят построить на курорте «Лагонаки»

НАО «Красная Поляна» представило предварительный проект курорта «Лагонаки». Инвестор и власти заявляют о минимуме вмешательства в экологию и экономическом эффекте. Экологи предупреждают о рисках и недопустимости ошибок
Фото: lagonaki.ru
Фото: lagonaki.ru

«Максимум инфраструктуры, минимум вреда»

Как рассказал генеральный директор инвестора НАО «Красная Поляна» Андрей Круковский, площадь курорта составит 1,5 тыс. га. В течение трех строительных этапов здесь планируют разместить гостиничный комплекс на 3 тыс. номеров категорий 3-4-5 звезд, наземную и трехуровневую парковку на 520 и 600 машиномест. Также будет создано 13 канатных дорог общей протяженностью трасс 36 км и вертолетная площадка. Логистика на территории будет организована только на электрокарах, подчеркивает инвестор.

Ожидаемый турпоток на курорт — 500 тыс. человек с потенциалом развития до 1 млн человек при условии создания аэропорта в Майкопе. Единовременно «Лагонаки» будет принимать 1,5 тыс. туристов летом и примерно 2 тыс. зимой.

«Первоначально, когда мы планировали этот проект, предполагали, что общий объем инвестиций составит 23 млрд рублей. Но после того, как мы учли все экологические требования, после того, как мы поняли, что не хотим тут иметь просто отели, это должны быть отели международных брендов, стоимость увеличилась. Но ценность и важность этого курорта позволяет окупить эти инвестиции», — сообщал Круковский.

Вопреки опасениям ученых, подписавших открытое обращение к президенту РФ Владимиру Путину, курорт разместят не на самом плато Лаго-Наки, а на его северо-восточном склоне. По словам директора по охране окружающей среды «Красная Поляна» Льва Шагарова, территория курорта будет состоять из двух участков. 85% номерного фонда и обеспечивающей инфраструктуры разместят за пределами биосферного полигона. Площадные объекты будут созданы только на местах старых стойбищ скота. Так, станция канатных дорог планируется на месте «пастушьих балаганов».

Также 90% горнолыжных трасс будут построены зимой по снежному покрову, пояснил Лев Шагаров. Все сети и линейные объекты внутри биосферного полигона планируется прокладывать по сложившимся дорогам и тропам. Как утверждают разработчики мастер-плана, в этом основное отличие от сценария строительства «Красной Поляны», где для прокладки трасс местами приходилось взрывать участки.

«Проектирование и строительство будет идти по международным «зеленым» стандартам, чтобы минимально расходовать энергию на освещение, обогрев и особенно воду, так как понимаем, что в данной местности вода является основной проблемой. Однозначно придется заниматься сбором дождевой воды, использовать системы замкнутого оборота влаги. Также будем ограниченно внедрять возобновляемые источники энергии», — рассказал Лев Шагаров.

По словам премьер-министра Адыгеи Геннадия Митрофанова, создание экокурорта не только станет драйвером развития туризма и экономики региона, но и улучшит инфраструктуру отдаленных районов республики.

«Проект масштабный и очень сложный. Его реализация дает серьезный экономический эффект для нашего региона. Вклад туризма в ВРП Адыгеи будет увеличен в несколько раз. Будут увеличены доходы в консолидированный бюджет республики. И конечно, создание рабочих мест. В республике Адыгея высокий уровень безработицы. Те, кто работает в туризме в Майкопском районе, имеют низкий уровень зарплат. Курорт «Лагонаки» подтянет заработные платы в сфере туризма по всей территории Майкопского района», — прокомментировал Геннадий Митрофанов.

Проект был рассмотрен ЮНЕСКО, Минприроды России и Кавказским заповедником и общественными природоохранными организациями. В дальнейшем он пройдет стратегическую экологическую оценку, по результатам которой возможны корректировки в план строительства.

Подводные камни

Замдиректора по научной работе Кавказского заповедника Николай Ескин назвал проект курорта альтернативой тому, что ранее пытались осуществить на плато Лаго-Наки. Из плюсов мастер-плана является выбор места, а также сокращение масштабов застройки до приемлемых размеров. По мнению Николая Ескина, курорт станет инструментом управления высокого турпотока.

В числе отрицательных сторон курорта эксперт выделил размещение гостиниц (Нижней деревни) на территории Лагонакского биосферного полигона, экспансию индустриального туризма в дикую природу, что повлечет сокращение площади и разнообразия территорий. Также строительство приведет к сокращению уникальных пешеходных линий, ведущих к Черному морю.

«Основная проблема заключается в том, что особо охраняемые природные территории постепенно превращаются в острова дикой природы, к границам которых вплотную подходит человеческая деятельность. Она вызовет определенные изменения в окружающей среде. Размещение Нижней деревни нам как природоохранникам представляется избыточной. Учитывая, что это особо охраняемая природная территория, есть смыл подумать о том, чтобы сохранить ее в ущерб определенным опциям и удобствам клиентов», — пояснил Николай Ескин.

Ключевым риском является возможность использовать территорию только один раз. В случае ошибки или приостановки проекта нанесенный ущерб будет непоправимым и неокупаемым, предупредил Ескин. Пока природоохранники обеспокоены и отсутствием убедительных данных о наличии необходимых природных условий и ресурсов для создания курорта. Как пояснил Николай Ескин, на настоящем этапе недостаточно изучены гидрометеологические и геологические условия.

Еще несколько рисков, озвученных экспертом, связаны с возможностью утраты контроля над рекреационным использованием местности и над антропогенными нарушениями почвы и растительного покрова.

«Поток людей вырвется на просторы Лагонакского биосферного полигона и окажется неконтролируемым. Развитие эрозионного процесса при нарушении почвы крайне дорого и практически необратимо», — сообщил замдиректора Кавказского заповедника.

Эксперты предложили инвестору включить в реализацию проекта проведение компенсационных мероприятий.

Неудавшиеся попытки

Создать горнолыжный курорт на Лаго-Наки пытаются не первый год. Планировалось, что он будет располагаться на территории двух регионов — Краснодарского края и Республики Адыгея. Основным препятствием было полное отсутствие инфраструктуры.

В 2010 году анонсировался проект освоения территории, для его реализации требовалось одобрение ЮНЕСКО. В 2013 году вышло поручение бывшего вице-премьера РФ Александра Хлопонина о согласовании границ курорта, в 2014 году началась подготовка к уточнению границ объекта всемирного наследия «Западный Кавказ». Заключение экспертов ЮНЕСКО тогда было отрицательным. А в 2015 году правительство РФ приняло решение о приоритетном развитии курортов на южном склоне Кавказского хребта (Красная Поляна), проект Лаго-Наки был заморожен, предложение о реноминации власти отозвали.

Спустя год власти Адыгеи заявили, что то из-за отсутствия финансирования создание курорта находится под вопросом. Реализовать проект за счет средств субъекта не представляется возможным, а деньги из федерального бюджета получить не удалось.