Дилеры меняют планы: Продажи новых машин на Кубани упали на 8%
В Краснодарском крае в Iкв. 2014г. было продано 19,8 тыс. новых автомобилей. За аналогичный период прошлого года дилеры региона реализовали 21,5 тыс. авто, сообщает агентство «АВТОСТАТ». Таким образом, продажи в крае сократились на 7,9%.
Тем не менее Кубань заняла пятое место в рейтинге продаж машин по регионам РФ. Лидирующие позиции традиционно у Москвы и Московской области, где за первые три месяца 2014г. в сумме было реализовано 132,9 тыс. новых автомобилей. Доля столицы c пригородами в общем объеме рынка составила в первом квартале почти четвертую часть рынка - 24,2%. А вместе с Петербургом, который на третьем месте рейтинга, и Ленинградской областью - доля рынка двух «столиц» с пригородами заняла 31,1%. При этом доля Кубани — 3,6%.
Любопытно, что «плюсовая» ситуация по продажам – в каждом втором регионе России, соответственно другая половина регионов ушла в «минус» за отчетный период.
«В Краснодарском крае было зафиксировано значительное падение рынка в январе, а к марту объемы восстановились. Что касается тенденций по брендам, то в целом они повторяют общероссийские – премиальные бренды показывают рост, японские марки продаются хорошо. Для марки LADA характерно снижение продаж, а Nissan увеличивает объемы благодаря Almera», - комментирует Сергей Удалов, исполнительный директор «АВТОСТАТ».
Основатель стартапа «Автомобильный геомаркетинг», аналитик Сергей Алферов говорит, что в апреле текущего года в крае продажи некоторых брендов упали от 10% до 40% . «Подобный разворот рынка может создать впечатление резкого ухудшения состояния региональной экономики, однако это не вполне соответствует действительности», - замечает аналитик.
По его словам, в период с января по апрель 2013 г. в Краснодарском крае и Республике Адыгея были зафиксированы рекордные объемы продаж автомобилей, после чего рынок в мае фактически обвалился и медленно восстанавливался до конца года. Показатели 2013 г. во многом были «вытянуты» именно за счет ударных первых четырех месяцев 2013г. «Поэтому сравнивая продажи апреля 2013 и 2014г. следует делать поправку на обозначенный фактор. По большому счету именно этот фактор и объясняет большую разницу между показателями 2013 и 2014гг.», - считает аналитик.
Но в то же время по мнению дилеров на рынок негативно влияют и объективные факторы. Среди них - «чистка» банковской системы (увеличился процент отказов в выдаче автокредитов), существенный рост цен на машины в результате девальвации рубля (потенциальные покупатели стали откладывать покупку на более благоприятное время), увеличение стоимости страхования (также заставляет потребителей отложить спрос в целях экономии).
Помимо этого на рынок негативно влияет ситуация на Украине. «Напряженность в этой стране вызывает рост экономических рисков и неопределенности, что заставляет многих потребителей формировать дополнительную финансовую подушку безопасности, в т.ч. за счет средств, которые ранее планировалось потратить на покупку автомобиля», - говорят участники рынка.
«Общаясь с топ-менеджментом крупных региональных автохолдингов можно констатировать - автодилерами ситуация воспринимается спокойно, но прогноз продаж и бюджеты на 2014г. пересматриваются в сторону существенного понижения. В среднем звучит оценка в минус 10-15% к 2013г. Мне представляется данный прогноз излишне пессимистичным, однако снижения продаж на 5-7% вероятно не избежать", - говорит С.Алферов.
Он считает, что количество автомобилей на душу населения на Кубани пока значительно отстает от показателей развитых стран, и это будет основным драйвером роста спроса в ближайшие годы. Кроме того, в Краснодарский край продолжают прибывать переселенцы из других регионов РФ и ближнего зарубежья. Аналитик прогнозирует, что региональный рынок начнет восстанавливаться уже в сентябре-октябре и компенсирует локальный минимум апреля-мая.
По мнению участников рынка, негативные последствия рынка не принесут дилерам в этом году серьезных проблем.
Дело в том, что доля продаж автомобилей в составе прибыли дилеров находится в рамках 20-50%, остальная прибыль идет по другим каналам: в основном по послепродажному обслуживанию и продаже запчастей.
"Поэтому, к примеру, падение спроса на автомобили на 20% приведет к снижению валовой прибыли примерно на 5-10%, что вполне приемлемо. Тем не менее у некоторых дилеров могут произойти локальные кризисы: вероятно будут свернуты отдельные инвестиционные программы, оптимизированы затраты, но в целом автомобильный бизнес пройдет через текущие трудности в штатном порядке", - заключил С.Алферов.