Лед тронулся: что именно включает госконтракт на новый Яблоновский мост
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края заключило контракт на строительство первой очереди нового Яблоновского моста.
Соглашение было подписано 4 октября 2019 года с ООО «СтройЮгРегион», которая стала единственным участником конкурса объявленного 23 августа 2019 года. Стоимость заключенного контракта составит 523,8 млн рублей при начальной цене в 524,3 млн рублей.
Как рассказали РБК Краснодар в пресс-службе Минтранса Кубани, средства пойдут на переустройство инженерных коммуникаций, попадающих в зону застройки (газ, водопровод, электричество), и на устройство мостовых опор.
Новый мост планируется построить в 20 метрах от действующего перехода — он станет продолжением ул. Захарова. Длина путепровода составит чуть более 1 км, он будет иметь по две полосы в каждом из направлений. Кроме того, на мосту организуют тротуар шириной 3 метра и велосипедная дорожка. Расчетная скорость движения по мостовому переходу составит 80 км/ч.
Строительство моста через реку Кубань станет первым этапом реализации проекта «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар — Верхнебаканский».
По данным СПАРК, ООО «СтройЮгРегион» зарегистрировано в Новороссийске в 2010 году. Основной вид деятельности — строительство автомобильных дорог и автомагистралей. В 2017 году выручка компании составила 2,87 млрд рублей, чистая прибыль — 22,9 млн рублей. Фирма принадлежит Александру Карпенко. Он также является совладельцем и гендиректором ООО «Анкар», «КСК-Бетонстрой», «Монолитстрой», «Основа».
Компания выступала подрядчиком реконструкции Суворовского моста в Краснодаре, ремонтировала два моста по ул. Северной, мост через реку Цемес в Новороссийске, строила развязки в районе пгт. Тлюстенхабль в Адыгее.
В общей сложности, в 2012-2018гг. «СтройЮгРегион» был поставщиком услуг по госконтрактам на 11,89 млрд рублей. В 2018 году крупнейшим заказчиком компании стала госкорпорация «Автодор» — 1,75 млрд рублей.
Неопределенность с деньгами
Согласно конкурсной документации, начало работ исчисляется с даты заключения госконтракта. Их планируется разбить на три этапа: первый должен завершиться к ноябрю 2019 года, второй будет проходить с 10 по 31 января 2020 года, третий — с 11 января по 10 декабря 2021 года. Объем финансирования в 2019 году составит 146 млн рублей, в 2020 — 9,9 млн рублей, в 2021 году — 368,3 млн рублей.
Источником финансирования должнен выступить федеральный бюджет. Однако, как рассказали РБК Краснодар в Минтрансе Кубани, приказа о выделении средств еще нет: он должен быть подписан в ноябре 2019 года.
В Министерстве транспорта Российской Федерации в ответе на запрос РБК Краснодар подтвердили, что строительство мостового перехода через реку Кубань, который соединит Краснодарский край и Республику Адыгея, планируется производить с привлечением средств федерального бюджета.
«В 2019 году рассматривается возможность выделения из федерального бюджета 500 млн рублей иных межбюджетных трансфертов бюджету Краснодарского края в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — сообщили в министерстве.
Общая стоимость строительства моста оценивается в 6,5 млрд рублей. Планируемый срок завершения работ — 2021 год. При этом в Минтрансе РФ уточнили, что информации о выделении оставшейся суммы из средств федерального бюджета пока нет.
Квартиры, вольер и пост ДПС
Как пояснили РБК Краснодар в Минтрансе Кубани, в настоящее время власти Краснодарского края завершают изъятие 13 земельных участков, расположенных на территории Краснодара и республики Адыгея общей площадью 44,7 тыс. кв.м. По данным министерства, зарегистрировано право собственности Краснодарского края на рд объектов недвижимости (10 квартир, жилой до и нежилое здание — вольер).
С августа 2019 года в Арбитражном суде Краснодарского края также рассматривается вопрос с изъятием контрольного поста ДПС, расположенного на выезде из Краснодара. Его правообладателем является УМВД России по Краснодарскому краю. Судебное заседание намечено на 18 октября 2019 года.
Решение суда вступит в силу в течение 30 дней после его принятия, если ни одна из сторона не будет его обжаловать. Объем средств, необходимых для изъятия контрольного поста ДПС составляет 2,2 млн рублей. Изъятие земель будет проводиться за счет средств бюджета Краснодарского края.
Кроме того, в Минтрансе Кубани рассказали, что для временного размещения объекта на период строительства необходимо установление сервитута в отношении 35 земельных участков, общей площадью 55,3 тыс. кв.м.
В августе 2019 года министерство направило в адрес мэрии Краснодара и администрации Тахтамукайского района Адыгеи ходатайства с приложением документов для рассмотрения соответствующего вопроса. По данным Минтранса решение будет принято в октябре 2019 года.
Долгий путь к новому мосту
В настоящее время Краснодар и Адыгею связывают три моста через Кубань — один железнодорожный и два автомобильных (Яблоновский и Тургеневский). Разговоры о необходимости появления новых переходов и строительстве дублера Яблоновского моста ведутся достаточно давно.
В 2011 году тогдашний губернатор Кубани Александр Ткачев заявил, что мост будет построен «через 2-3 года». Через год глава региона уточнил, что строительство начнется в 2013-м. Предполагалось сооружение 300-метрового моста, имеющего по две полосы движения в каждом направлении. На тот момент объем капитальных вложений оценивался в 2,2 млрд рублей.
В 2013 году Владимир Евланов, занимавший в то время пост мэра Краснодара, говорил, что «начало работ запланировано на осень текущего года». Затем старт строительно-монтажных работ был перенесен на 2014 год, т.к. «мост еще проектируется».
В 2014 году начальник управления дорожно-мостового хозяйства Краснодара Михаил Жарков рассказывал, что новый мост через реку Кубань в районе поселка Яблоновского планируют сдать в эксплуатацию к концу 2015 года. По его словам, проектирование объекта «уже вышло на завершающую стадию», а в конце первого полугодия должны были стартовать строительно-монтажные работы.
В 2015 году городские власти пообещали, что «уже летом будет заключен контракт и стартует строительство». К тому времени проект уже прошел государственную экспертизу, получив положительное заключение. Стоимость моста выросла до 5 млрд рублей, из них около 300 млн руб. предполагалось выделить в 2015-м.
Однако уже в августе 2015 года в региональном Минстрое сообщили, что работы отложены на неопределенный срок из-за кризиса, а также в связи с оптимизацией бюджетов всех уровней.
По информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кубани, на проектные работы было израсходовано 182,5 млн рублей.
Генеральным проектировщиком выступала фирма «Трансмост» из Санкт-Петербурга. В итоговом варианте длина нового четырехполосного Яблоновского моста должна была оставить 478 метров, ширина тротуара и велодорожек — по 3 метра. В качестве особенностей разработчики выделяли цельнометаллические пролетные строения, подпорные стенки высотой до девяти метров, а также пешеходный тоннель и эстакаду под пешеходно-велосипедный спуск.
Реализация проекта должна была стать первым этапом строительства автомобильной дороги «Южный подъезд» к столице Кубани от автомобильной дороги Краснодар — Верхнебаканский.
В июле 2018 года депутаты Госдумы от Краснодарского края направили обращение премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой профинансировать строительство нового моста через Кубань, который соединил бы Краснодар и соседнюю Республику Адыгея. Документ подписали большинство парламентариев, представляющих Кубань.
В марте 2019 года в ответ на запрос депутата Госдумы Минтранс РФ ответил, что предложения по субсидированию строительства моста включат в проект федерального бюджета на 2020 — 2022гг.
Проект дублера Яблоновского моста обсуждался во время правительственного часа в Госдуме в феврале 2019 года, когда глава Минтранса Евгений Дитрих рассказывал парламентариям о реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и отвечал на их вопросы.
Владимир Евланов направил письменный запрос главе Минтранса о планах по строительству моста. В официальном ответе министерства, которое поступило на депутатский запрос, сказано, что реализация проекта будет проводиться в соответствии с государственной программой Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края».
В июле 2019 года Яблоновский мост закрыли для движения грузовиков и общественного транспорта из-за его технического состояния.
На последнем брифинге 1октября 2019 года мэр Краснодара Евгений Первышов рассказал, что строительство Яблоновского моста для муниципалитета — непосильная ноша и город никогда сам не смог бы реализовать этот проект.
«Яблоновский мост связывает два субъекта Российской Федерации — Краснодарский край и республику Адыгея. Но, тем не менее, сегодня он находится исключительно на балансе муниципального образования город Краснодар. Мы его обслуживаем. Да, нам помогает администрация Краснодарского края. Она выделяет дополнительное финансирование. На ремонт, на восстановительные работы», — прокомментировал он.
Так, годом ранее проводился ремонт швов, мэрия поддерживает мост в рабочем состоянии. Благодаря ограничению движения грузового транспорта переход послужит достаточное время до окончания строительства, отметил мэр города. По словам Первышова, новый мост будет располагаться почти в створе существующего.
Яблоновский мост — автомобильный двухполосный мост через реку Кубань. Был сооружен в 1952 году на месте деревянного пешеходного моста, построенного в 1826 году и взорванного во время Великой Отечественной войны. Общая длина моста составляет 795 метров, ширина — 9 м, высота свода над водой — 18 м.
По данным ГКУ «Безопасный регион», через контрольно-пропускной пункт на Яблоновском мосту ежедневно взъезжает в Краснодар в среднем около 20 тыс. автомобилей, столько же машин попадает в столицу Кубани через Тургеневский мост.