Ставки сделаны: «Азов-Сити» надеется на здравый смысл властей
Резиденты «Азов-Сити» и муниципальные власти Щербиновского района надеются добиться как минимум продления срока игорной зоны на еще три года. Такая возможность появится, если Госдума внесет поправки в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время документ готовится ко второму чтению, на 11 декабря назначены слушания в профильном комитете нижней палаты парламента.
В июле 2018 года правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, который определяет порядок ликвидации игорных зон и урегулирует возмещение ущерба инвесторам. В частности, предлагается выплачивать резидентам компенсации из федерального бюджета в случае, если казино проработали менее 10 лет. Также вводится понятие переходного периода сроком в три года с момента принятия федерального закона о ликвидации, в течение которого у компаний будет возможность свернуть операционную деятельность. При этом отдельно выделен пункт, который делает зону «Азов-Сити» исключением — на нее возможность компенсации не распространяется.
Как сообщал РБК Краснодар, 4 декабря Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев, представлявший законопроект, отметил, что региональные органы власти Кубани не внесли предложения о продлении работы игорной зоны. В результате в правительстве сделали вывод, что вопросы с трудоустройством решены, а за минувшие годы и инвесторы, и регион вернули вложения.
В ход обсуждения поправок возникло большое количество вопросов со стороны депутатов разных фракций. В частности, представитель Краснодарского края от КПРФ Николай Осадчий отметил, что партия не поддерживает закопроект и голосовать за него не будет.
«Бюджет Краснодарского края за несколько лет вложил в инфраструктуру порядка 1 млрд рублей. А то, что 2 тыс. граждан Щербиновского района потеряют рабочие места, кто это компенсирует? Где эти люди найдут работу? Нельзя так часто менять законы», — пояснил парламентарий.
Депутат от «Единой России» Владимир Новиков предложил в обязательном порядке провести консультации в профильном комитете с участием региональных властей и реальных инвесторов.
«Все изменения, особенно касающиеся ухудшения прав инвесторов для нас очень чувствительны и неприемлемы. Данный законопроект относится к предмету совместного ведения РФ и субъектов. Почему при подготовке не учитывались ни мнения субъектов РФ, ни, насколько мне известно, профессионального сообщества?», — подчеркнул он.
Комплекс «Азов-Сити» открылся в Краснодарском крае в 2010 году, став первой в стране действующей федеральной игорной зоной. Планировалось, что участок побережья Азовского моря, где он расположен, также будет развиваться как курорт. На территорию «Азов-Сити» зашли два инвестора — ООО «Роял тайм» из Татарстана и краснодарская «Шамбала».
Весной 2016 года депутаты Госдумы приняли законопроект о ликвидации «Азов-Сити». Это объяснялось созданием новой игорной зоны на Красной Поляне — законодательство предполагает наличие только одной зоны на территории одного субъекта Федерации. В итоге «Азов-Сити» потребовали закрыть до 31 декабря 2018 года.
В октябре 2018 год ремьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о ликвидации игорной зоны «Азов-Сити» с 31 декабря 2018 года.
Последняя надежда инвесторов
Резиденты игорной зоны, муниципальные и краевые власти 11 декабря примут участие в заседании комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. По словам гендиректора ЗАО «Шамбала» Максима Смоленцева, новый законопроект — последний шанс для бизнеса и руководства района добиться хотя бы продления срока работы зоны на три года.
«Не все еще потеряно. Мы боремся. И сейчас то самое время, когда мы можем повлиять на внесение поправок ко второму чтению. Если из него уберут дискриминирующие пункты, касающиеся «Азов-Сити», то это позволит применить переходный период в отношении игорной зоны в Щербиновском районе. Иначе люди потеряют работу, а регион — налоговые поступления. Никто не знает, что делать дальше», — заявил Смоленцев в ходе круглого стола «Игорная зона «Азов-Сити»: последствия ликвидации и возможные перспективы».
Директор филиала ООО «Роял Тайм» по Краснодарскому краю Дамир Чагаев подчеркнул, что резиденты в корне не согласны с трактовкой федеральных властей, которые засчитывают в качестве переходного периода срок с момента принятия закона о ликвидации «Азов-Сити» весной 2016 года. Со своей стороны, инвесторы настаивают на применении новых норм, которые планируется принять, и в отношении первой российской игорной зоны.
«Согласно законопроекту поправок, отсчет ведется с момента принятия приказа о ликвидации. Мы все знаем, что распоряжение правительства было подписано в октябре 2018 года. Если следовать букве закона, то получается, мы должны рассчитывать на период в три года с этого момента. Власти заявляют, что принимают закон для того, чтобы защитить права инвесторов и в то же самое время дискриминирующим образом исключают «Азов-Сити», — считает представитель «Роял Тайм Групп».
Ликвидация «Азов-Сити» негативно отразится на инвестиционной привлекательности региона, напоминает заместитель председателя ККО «Опора России» Мурат Дударев. Сворачивание одного из крупнейших законопроектов на севере Краснодарского края станет опасным прецедентом, который заставит представителей бизнеса очень осторожно выбирать регион для вложений.
«Кто бы и как ни относился к игорному бизнесу и азартным играм, но все решения, которые принимаются в отношении инвестпроектов, должны быть настолько взвешенными, чтобы потом не приходилось их пересматривать. Такие ситуации ведут к нестабильности инвестиционного климата», — прокомментировал он.
Добиваются сохранения игорной зоны и муниципальные власти. Глава Щербиновского района Сергей Цирульник отмечает, что нет никаких объективных причин для ликвидации казино на севере Краснодарского края.
«Закон — это не догма. В этой ситуации логично внести поправки в тот закон о регулировании игорной деятельности, который уже был принят. По некоторым параметрам он уже устарел. На территории региона только одна игорная зона. В Краснодарском крае создано две игорные зоны: «Азов-Сити» — самая успешная за все время — и «Красная поляна». Они не конкуренты. Почему это два хозяйствующих субъекта не могли бы приносить пользу региону? Как в части налоговых отчислений, так и в части создания рабочих мест», — отмечает он.
Компания «Роял тайм» построила в игорной зоне «Азов-Сити» три очереди казино общей площадью 11 700 кв. м и гостиницу на 90 номеров.
У «Шамбалы» два казино по 1,5 тыс. кв. м, еще одно компания ввела в конце 2015г., его площадь составляет 18 тыс. кв. В заведении расположено 750 игровых автоматов, 30 игровых столов, четыре ресторана, пятизвездочный отель и SPA.
Объем поступлений налога на игорный бизнес в консолидированный бюджет Краснодарского края на 1 октября 2018 года составил 503,6 млн рублей. Это на 19,3% больше, чем запланировано на год согласно текущей редакции бюджета региона.
По оценкам регионального Минфина, после закрытия «Азов-Сити» поступления от игорного бизнеса в бюджет Кубани в 2019г. упадут на 32,3% — поступление налога на игорный бизнес на 2019 год прогнозируется в сумме 421,6 млн рублей, что составляет 67,7% к оценке 2018 года.
Что будет после закрытия «Азов-Сити»
Место для первой российской игорной зоны подбиралось не только исходя из удаленности от населенных пунктов — власти искали территорию, которой требуется дать дополнительный стимул для развития, напоминает Сергей Цирульник.
«В 2010 году, когда было открыто первое казино в «Азов-Сити» консолидированный бюджет Щербиновского района составлял 600 млн рублей. По итогам 2017 года его объем превысил 1 млрд рублей. Этот колоссальный прирост был возможен, в первую очередь, благодаря благодаря деятельности игорной зоны», — отметил глава района.
В 2017 год казино перечислили во все уровни бюджетной системы РФ более 300 млн рублей. В 2018 году, с учетом удвоения налоговой ставки, отчисления превысят полмиллиарда рублей.
Ситуацию с игорной зоной «Азов-Сити» депутаты Законодательного собрания Кубани обсуждали на пленарном заседании 24 октября, сообщала «Деловая газета.Юг». Так, депутат от КПРФ Павел Соколенко предложил перепрофилировать эту территорию в промышленный парк.
«В этой зоне многое было сделано, созданы рабочие места, которые не хотелось бы терять. Предложение интересное, давайте проработаем этот вопрос, в том числе вместе с органами исполнительной власти», — прокомментировал спикер ЗСК Юрий Бурлачко.
Специфика территории, на которой были построены казино, делает проблематичным реализацию альтернативного инвестиционного проекта, говорит глава Щербиновского района. Ограниченные энергетические мощности, удаленность от населенных пунктов, сложности по перепрофилированию помещений, которые строились специально под нужны казино — все это сводит шансы на использование территории к нулю.
«Я до конца буду верить, что нам удастся сохранить игорную зону. Если нет, то мы столкнемся с серьезнейшими последствиями, которые мы будем на месте разгребать не один год — и в вопросах трудоустройства, и в вопросах привлечения инвестиций. Вот такой удар по имиджу муниципалитета и региона, создаст нам на протяжении ряда последующих лет серьезные препятствия к тому, чтобы мы могли привлечь туда инвестиции», — считает глава района.
По его мнению, это проблема не только районного, но и регионального, а также федерального уровня.
«Здесь должна работать и федеральная ветвь власти. Не просто говорить, что если не было инициативы от Краснодарского края, значит, там все в порядке. А кто-нибудь спрашивал, все ли там в порядке? Кто-нибудь спрашивал, какие предприятия можно разместить в Щербиновском районе? Наши жители говорят, если забираете игорную зону, то постройте сахарный завод. А это невозможно из-за отсутствия необходимых объемов сахарной свеклы. Есть инвесторы, которые готовы вложить деньги в маслосырзавод, но кому он нужен, если рядом в Староминской производственные мощности аналогичного предприятия загружены на 50%, а склады забиты сырьем», — отметил Цирульник.
В настоящее время «Азов-Сити» обеспечивает работой более 2 тыс. человек. При администрации района уже создана рабочая группа по решению проблем трудоустройства, в нее вошли представители социальной службы, центра занятости, прокуратуры и других структур. Но муниципалитет будет не в состоянии найти работу такому количеству людей со специфическими навыками труда — в муниципальном центре занятости на настоящий момент насчитывается чуть более 100 вакансий, отмечает Цирульник.
«Говорить о том, что мы сможем трудоустроить людей в отрасли АПК, тоже нельзя, потому что те процессы, которые сегодня происходят в сельском хозяйстве, приводят к высвобождению к рабочей силе», — поделился он.
Максим Смоленцев из «Шамбалы» сомневается в том, что краевые власти смогут оперативно урегулировать ситуацию с трудоустройством. По данным на декабрь 2018 года сотрудники ЗАО «Шамбалы» еще не получили никаких предложений о свободных вакансиях, говорит он.
Депутаты Щербиновского района несколько раз выступал с инициативами по сохранению территории «Азов-Сити», рассказал председатель Совета муниципального образования Михаил Кряжов.
«Это не было формальное голосование, мы учитывали все — специфику бизнеса, территории, определенный набор навыков персонала, удаленность территории. Мы продолжаем настаивать на том, что перепрофилировать эти заведения невозможно и не теряем надежду, что здравый смысл возобладает. Если игорную зону закроют, то всем понятно, что трудоустроить такое количество людей невозможно в Щербиновского районе. А в соседних муниципалитетах — свои проблемы с трудоустройством», — отметил глава Совета.