Кубань в 2019г. вошла в топ-3 регионов РФ по профициту бюджета
Краснодарский край по итогам 2019 года занял третье место среди регионов РФ по профициту консолидированного бюджета. Доходы краевой казны в минувшем году превысили расходы на 31,5 млрд руб., сообщает РБК.
При доходах консолидированного бюджета в 366,5 млрд рублей расходы составили 335 млрд рублей. По данным Минфина Кубани, собственные поступления выросли на 15,4% — до 306 млрд рублей.
Первые два места в рейтинге заняли Красноярский край (38 млрд руб.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (31,7 млрд руб.).
В целом же по России число регионов которые закончили год с дефицитом бюджета, выросло по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза — с 15 до 35, свидетельствуют данные Минфина об исполнении консолидированных бюджетов субъектов. Доля таких регионов год к году выросла с 17 до 40%.
Суммарный дефицит 35 регионов оценивается в 233 млрд руб., следует из данных министерства. Еще в 2018 году 26 из них были профицитными. Наиболее внушительные суммы бюджетного дефицита у Московской области (74,4 млрд руб.) и Москвы (53,3 млрд руб.). Это два самых богатых российских региона: доходы столицы в 2019 году достигли 2,6 трлн руб. (это примерно пятая часть совокупных доходов консолидированных бюджетов всех регионов), доходы Подмосковья — 739 млрд руб.
Как менялся бюджет Кубани за последние пять лет
За последние пять лет объем собственных доходов консолидированного бюджета Краснодарского края вырос на 60% — с 199,9 млрд руб. до 320 млрд рублей. За этот период регион по объему поступлений поднялся с седьмого на четвертое место в стране, рассказал РБК Краснодар вице-губернатор Кубани Игорь Галась.
«Положительным фактом считаю то, что у нас в структуре доходов прирастает доля налога на прибыль организаций — это один из индикаторов развития экономики края. В 2015 году он занимал 18,5% в общем объеме доходов, а в 2019 году достиг уже 22,2%», — отметил Галась.
Росли и безвозмездные поступления, но по темпам они серьезно отстают от увеличения показателей собственных доходов — за минувший период выросли всего на 18,8% (с 37,2 млрд рублей до 44,2 млрд рублей).
Вместе с доходами увеличивались и траты консолидированного бюджета Краснодарского края — за пять лет на 36% или с 254 млрд рублей в 2015 году до 345,6 млрд рублей в 2019 году
Как отмечает Игорь Галась, несмотря на то, что расходы сохраняют социальную направленность и почти на две трети идут на выполнение обязательств, благодаря значительному приросту поступлений властям удается выделять деньги на инвестиционные и инфраструктурные проекты.
«Если раньше мы волновались о том, как на собираемые доходы обеспечить все социальные гарантии, индексировать их минимум на инфляцию, изыскать средства на новые социальные проекты, не привлекая заемные средства на текущие расходы, то бюджет 2020 года — это документ совершенно нового уровня и других приоритетов», — подчеркивает он.
По словам вице-губернатора Кубани, теперь на повестке для властей региона стоит осуществление мер для прорывного экономического развития. За прошедшую «пятилетку» в общем объеме расходов консолидированного бюджета Краснодарского края выросли на 43,7%, а в расходах бюджетов муниципальных образований — почти на 70%.
«Мы, наконец, можем себе позволить инвестировать в реальный сектор экономики солидные суммы, миллиарды, вкладываться в капитальное строительство, активно участвовать в расширении налогооблагаемой базы», — поделился Галась.
За пять лет удвоился объем и дорожного фонда Краснодарского края, который вырос с 18,6 до 34,8 млрд рублей. В 1,9 раза увеличились траты на строительство объектов государственной и муниципальной собственности с 9,8 млрд рублей до 18,6 млрд рублей с ростом в 1,9 раза.
«До 2016 года мы концентрировались, в основном, на строительстве и реконструкции детских садов, чтобы ликвидировать очереди. В 2015 году на эти цели было выделено 3,6 млрд рублей, из них 1,5 млрд рублей — федеральные средства. С 2016 года началось активное строительство и школ тоже. Объем финансирования ежегодно наращивался и в 2019 году достиг 6,2 млрд рублей. На 2020 год в краевом бюджете предусмотрено уже 10,2 млрд рублей. Это для Краснодарского края беспрецедентная сумма», — отметил Игорь Галась.
Начат ряд крупных капиталоемких проектов — например, строительство нового лечебно-диагностического корпуса детской краевой больницы в Краснодаре и реконструкция краевой клинической больницы № 1 имени профессора С.В. Очаповского общей стоимостью 11,7 млрд рублей.
В семь раз выросли расходы на ремонт и укрепление материально-технической базы, техническое оснащение государственных и муниципальных учреждений культуры. Если в 2015 году речь шла о 52,3 млн рублей, то в 2019 году показатель увеличился до 384,1 млн рублей.
Рост поступлений также позволил нарастить поддержку бизнеса — Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства был докапитализирован до 2 млрд рублей, Фонд развития промышленности — до 1,5 млрд рублей с перспективой увеличения до 5 млрд рублей.
У региона появились свободные деньги для решения старых проблем — в частности, помощи обманутым дольщикам и строительства проблемных домов. С ноября 2019 года заработал Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства. Только в этом году на достройку проблемных инвестиционно непривлекательных объектов из бюджета региона выделили 1 млрд рублей, что позволит дополнительно привлечь около 4 млрд рублей федеральных средств.
Кроме того, муниципальным образованиям Кубани на завершение строительства проблемных объектов высокой степени готовности в 2019 году предусмотрено 500 млн рублей, еще 500 млн рублей будет выделено в 2020 году.
«На поддержку агропромышленного комплекса края при существенном снижении средств федерального бюджета (с 2015 по 2019 годы на 63,9%) объем расходов практически удалось сохранить. В этом году поддержка АПК превысила 8,2 млрд рублей. В следующем запланирована примерно на том же уровне», — рассказывал Игорь Галась.