Эквайринг и убытки: что тормозит переход транспорта Краснодара на безнал
С 9 января в Краснодаре повысили тариф на пассажирские перевозки на 16 автобусных маршрутах. Предпосылками этого стал рост цен на топливо, запчасти и снижение пассажиропотока из-за пандемии.
Еще одной причиной стали затраты на обеспечение кассового обслуживания в транспорте, рассказали частные перевозчики во время круглого стола.
Проект по внедрению системы для безналичной оплаты проезда на всех маршрутах муниципального общественного транспорта начали реализовывать ПАО «Сбербанк» в партнерстве с «Золотой короной» и администрацией Краснодара в июле 2017 года. В 2019 году власти города планировали полностью перевести всю оплату за проезд в общественном транспорте МУП КТТУ на безналичную основу.
Вопрос цены
Кассовые аппараты в транспорте частных перевозчиков Краснодара начали появляться с августа 2020 года. По словам президента Союза транспортников Кубани Ивана Петрова, в настоящее время терминалы для безналичной оплаты закупили и внедрили в работу абсолютно все перевозчики краевой столицы. Перед выходом на линию автопредприятия самостоятельно проверяют работоспособность всех приборов.
Представители компаний-перевозчиков подчеркнули, внедрение кассовых аппаратов наложило на них дополнительные издержки, в числе которых затраты на ленту для чеков, термопринтеры, ремонт кассовых аппаратов и найм сотрудников, контролирующих работу техники. Отдельные издержки приносит и эквайринг, который в среднем составляет 3 рубля с каждой поездки.
«У нас комиссия банка 9% и 2%, это существенные деньги. При 9% по новому тарифу в 30 рублей 2,7 рубля будет минусом. Мы сейчас будем зарабатывать даже меньше, чем при нынешнем тарифе в 28 рублей при оплате через контрольно-кассовую технику. Колоссальные расходы», — рассказал директор ООО «Кубань» Виталий Чичканов.
Конкретные цифры расходов на приобретение кассовых терминалов, их внедрение и эксплуатацию перевозчики не озвучили, ссылаясь на коммерческую тайну и конкурентную среду. По данным Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, у одного предприятия не зарегистрировано ни одного аппарата, а упомянутые им затраты на контрольно-кассовую технику лишь прогнозируемые.
Трудности перехода
Мониторинг общественного транспорта, проведенный депутатом городской Думы Игорем Азаровым и общественной организацией «Транспортная инициатива» показал, в 7 из 15 рандомных маршрутов терминалы отсутствовали. В остальных оплатить безналом поездку удалось после уговоров водителей. По мнению Ивана Петрова, все дело в том, что водители еще не привыкли к такой системе оплаты.
«Да, есть случаи, когда водители хитрят, прячут кассовые аппараты. Но у водителей, которые десятилетиями работали без каких-то контрольных устройств, есть психологический барьер. Мы вместе с вами должны воспитывать в водителях эту культуру, прививать ее. Перевозчики заинтересованы в качественной работе с кассовыми аппаратами, когда в полном объеме можно посчитать и получить выручку», — рассказал президент Союза транспортников Кубани.
Как заверили главы предприятий перевозок, они регулярно рассматривают жалобы пассажиров и устраняют от работы недобросовестных водителей. Однако существует проблема нехватки водителей в городе. По оценке заместителя директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодара Владимира Анфиногенова, после выхода из карантина около 30% работников не вернулись на муниципальное предприятие КТТУ. Главы предприятий отмечают частную смену водительского состава, поэтому новые кадры не знают, как пользоваться техникой.
«Это время. Мы проводим выездные проверки, обучение на линии. Думаю, не долго нам осталось, чтобы привести все в порядок», — прокомментировал директор ООО «Кубань» Виталий Чичканов.
Депутат гордумы Александр Сафронов предложил создать перевозчикам черный список и внести туда водителей, которые избегают использование кассового терминала, а также берут оплату проезда переводом по номеру телефона на личный счет.
«Вы людям кассовый аппарат выдаете, этот аппарат приезжает с нулем вечером или близко к этому. Как вы на это реагируете? Перевозчик приходит и показывает, что у него минус. А эти красивые счета водителей на сотовых телефонах учтены в бухгалтерской отчетности? Насколько достоверно там представлена та выручка, которую водитель сдал предприятию? Может, там две трети выручки на эти телефоны ушло», — заметил Александр Сафронов.
В качестве пути решения дополнительно было предложено оборудовать каждый автобус памяткой о наличии терминала и просьбой не оплачивать проезд онлайн-переводом. В случае, если водитель не предоставит кассовый аппарат, пассажир может проехать бесплатно. Представитель общественного движения «Городские движения» Мирослав Валькович внес предложение создать звездную систему оценки водителей с возможностью указывать состояние транспортных средств и качество обслуживания.