Власти РФ предложили субсидировать угольный терминал ОТЭКО на Тамани
Правительство предложило целевым образом субсидировать терминал ОТЭКО Мишеля Литвака в Тамани. Предполагается, что господдержка поможет увеличить экспорт угля. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на проект доклада правительства президенту РФ Владимиру Путину. Документ подготовлен по итогам совещания по развитию транспорта 7 мая.
В рамках программы господдержки предлагается субсидировать процентную ставку и пролонгировать кредиты для проекта ОТЭКО. Это, по мнению авторов доклада, позволит уменьшить ставку перевалки угля на 42% — $14 до $8 за тонну. Столько стоит перевалка на терминалах в Усть-Луге и Мурманске.
В перспективе это даст возможность дополнительно увеличить объем поставок угля на экспорт до 25 млн тонн, получить дополнительную выручку угольным компаниям, ОАО РЖД и железнодорожным операторам увеличить поступление платежей в бюджет РФ. Кроме того, предлагается дать скидку к тарифу на железнодорожные перевозки угля.
Поскольку уголь относится к первому тарифному классу (самому дешевому), сейчас ОАО РЖД не имеет права давать на его перевозку скидку более 12,8%. Однако в докладе предлагается «в условиях кризисной экономической и рыночной конъюнктуры» сблизить условия применения тарифного коридора к экспортным поставкам угля с условиями, действующими для более дорогих перевозок (грузов второго и третьего классов), увеличив максимальную возможную скидку до 42,7%.
При этом ОАО РЖД уже неоднократно сомневалось в эффективности даже действующих преференций для угля, а топ-менеджеры компании указывали, что сейчас перевозки угля для монополии убыточны.
Также в документе речь идет о введении моратория до 2022 года на индексацию портовых сборов и плату за аренду недвижимого имущества ФГУП «Росморпорт».
Добыча угля в настоящее время не рентабельна для игроков отрасли, рассказал изданию Максим Худалов из АКРА. Из-за тарифов на перевозку угольщикам остается $11–15 на тонну — это меньше, чем себестоимость добычи угля подземным способом на большинстве российских шахт. Даже сокращение стоимости перевалки может быть недостаточным для поддержки отрасли.
По данным издания, призывы увеличить скидки на западном и южном направлениях для выравнивания тарифов с перегруженным восточным звучат с весны. В конце мая о необходимости увеличения скидки на перевозку экспортного угля к портам северо-запада до 50% заявила рабочая группа Госсовета по энергетике.
Как сообщал РБК Краснодар, в октябре 2019 года стало известно, что ВТБ выступил кредитором строительства угольного терминала инфраструктурного парка ОТЭКО Мишеля Литвака в Тамани. Стоимость проекта оценили в $2 млрд.
Таманский терминал навалочных грузов был запущен в марте 2019 года. Помимо угля в нем переваливают серу и минеральные удобрения. Мощность перевалки, по данным ОТЭКО, к первому кварталу 2021 года должна составить 60 млн тонн.
В 2018 году компания «ВостокУголь» Дмитрия Босова объявила о создании альянса с ОТЭКО для поставок за рубеж смеси угля разных марок для пылеугольного вдувания, которая используется для производства стали. «Коммерсантъ» также сообщал об интересе к проекту в Тамани угольной компании СДС Михаила Федяева. Предполагалось, что обе компании будут использовать новый угольный терминал.
Напомним, с 2000 года ОТЭКО реализует комплексную инвестиционную программу развития терминальных мощностей порта Тамань. Проект предполагает строительство терминалов по перевалке нефти, нефтепродуктов и СУГ, терминала навалочных грузов по перевалке угля, руды, серы и минеральных удобрений.
ГК «ОТЭКО» занимается перевозками нефтеналивных грузов, транспортно-экспедиторским обслуживанием, техобслуживанием железнодорожных вагонов, организацией перевалки грузов в морских портах, а также инвестиционной деятельностью. Головной компанией является Railvat B.V.б зарегистрированное в Нидерландах. Фактическим собственником является Мишель Литвак.