Шашечки или ехать: почему такси «Везет» запретили привлекать «нелегалов»
Ленинский районный суд Краснодара удовлетворил иск управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к ООО «Лидер-К» (ведет деятельность под брендом службы заказа такси «Везет») о прекращении противоправных действий при организации пассажирских перевозок. Об этом сообщает «Коммерсантъ-Юг».
ООО «Лидер-К», зарегистрированное в Краснодаре в 2011 году, является оператором сервиса заказа такси «Везет».
В 2017 году выручка компании составила 89,8 млн рублей, чистая прибыль — 255 тыс. рублей. Владельцем «Лидер-К»через петербургское ООО «Северная столица ДС» является кипрская компания Fabon Limited.
Нарушения в работе компании выявила прокуратура Западного округа Краснодара при проверке соблюдения законодательства о безопасности пассажирских перевозок. По данным надзорного ведомства, служба «Везет» при распределении заказов между водителями не владеет информацией о наличии у них водительских прав, возможности по состоянию здоровья управлять автомобилем, разрешения на перевозку, а также о техническом состоянии автомобиля.
В итоге суд обязал ООО «Лидер-К» не привлекать к перевозкам водителей такси, не имеющих разрешений на этот вид деятельности.
«Исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю посредством программного обеспечения, установленного на его мобильном телефоне, ООО «Лидер-К» не гарантирует безопасность перевозки», — отмечено в постановлении суда.
В 2015-2016 годах с практически идентичными формулировками были вынесены решении в отношении ООО «Лидер-Кузнецк» и «Сатурн Брянск» (также входят в ГК «Везет»). Тогда также были удовлетворены заявленные требования прокуратуры «о предупреждении причинения вреда и запрещении деятельности» , а деятельность организаций признана «создающей опасность причинения вреда».
Группа компаний «Везет» была создана в апреле 2017 года в результате объединения сервисов заказа такси Fasten Russia и «Везёт». В настоящее время управляет брендами «Везет», Rutaxi, «Сатурн», Red Taxi и Fasten, работая в 120 городах России, а также Казахстане и Чехии. Основателем и совладельцем является краснодарский бизнесмен Евгений Львов.
В компании «Лидер-К» заявляют, что решение Ленинского районного суда не вступило в законную силу. Со стороны ответчика была подана апелляция, которая в настоящее время находится на рассмотрении.
«По нашему мнению, вынесенное решение не обосновано, так как ООО «Лидер-К» не является перевозчиком, а выступает агрегатором такси и тарифы не устанавливает. Информация о соблюдении условий пассажирских перевозок до потребителей должна доводиться исключительно перевозчиками», — пояснила РБК Краснодар руководитель пресс-службы ГК «Везет» Зоя Австрийская.
Он также отметила, что в Краснодаре у компании уже есть положительный опыт подобных судебных споров, когда суд выносил решение в пользу коммерческой организации.
В июне 2016 года прокуратура Западного округа Краснодара уже обращалась в интересах неопределенного круга лиц с иском, понуждающим ООО «Лидер-К» расторгнуть договоры об оказании информационных услуг с пассажироперевозчиками, у которых отсутствует специальное разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров.
Представитель компании тогда заявил, что информационно-диспетчерская деятельность фирмы не запрещена действующим законодательством и возложение на общество вышеуказанных ограничений или каких-либо иных ограничений не основано на требованиях действующего законодательства. Общество не может выполнять контрольно-ревизионные функции, о возложении которых просит прокурор.
В итоге суд встал на сторону коммерческой организации, отметив, что ООО «Лидер-К» не является фрахтовщиком или перевозчиком, а значит не может нести обязанности, предусмотренные действующим законодательством для компаний, эксплуатирующих транспортные средства.
Как сообщал РБК Краснодар, в настоящее время совладелец ГК "Везет" Евгений Львов судится со своими бывшими деловыми партнерами Юрием Чучалиным и Олегом Масленниковым из-за продажи долей в нескольких сервисах заказа такси.
В рамках споров в отношении Львова вынесли решение о взыскании 55 млн рублей. Позже из-за этого в рамках возбужденного исполнительного производства судебные приставы изъяли у него четыре элитных автомобиля стоимостью 44 млн рублей.
Как на Кубани боролись с таксистами-нелегалами
Как сообщал РБК Краснодар, в июне 2017 года депутаты Законодательного собрания Краснодарского края направили в Министерство транспорта РФ и Госдуму обращение по вопросу перевозок пассажиров и багажа таксистами-нелегалами. Они предложили в преддверие Чемпионата мира по футболу принять на федеральном уровне закон запрещающий передавать заказы таксистам-нелегалам.
В своем обращении они заявили, что «особого внимания требует решение проблемы перевозок пассажиров и багажа лицами, незаконно осуществляющими данную деятельность». Кроме того, депутаты заявляли, что рынок перевозок может перейти из разряда официального в нелегальный, что приведет к ухудшению качества перевозок и снижения безопасности, а также негативно повлияет на мнение иностранных гостей, прибывших в Россию на футбольные турниры.
Особое внимание авторы обращения просят уделить сервисам-агрегаторам такси — в частности, Uber и Gett, «Яндекс. Такси» и «Максим». По их данным, поступают неоднократные жалобы, что такие перевозчики не проходят предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей, не проводят надлежащим образом проверку технического состояния транспортных средств, у них не соблюдается режим труда и отдыха.
Кроме того, депутаты Заксобрания Кубани пожаловались, что указанные службы такси демпингуют на рынке пассажирских перевозок, лишая легальные службы возможности конкурировать с нелегальными извозчиками.
За совершение указанных нарушений предложили ввести административную ответственность.
Аналогичные поправки приняли в Краснодарском крае в августе 2016г. Согласно им, теперь диспетчерские службы Кубани обязаны вести журнал заявок и передавать заказы только таксистам с лицензиями.
«Служба заказа такси передает заказы на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, а также водителям, которые заключили трудовые договоры с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими указанную деятельность на основании разрешений», — подчеркивается в документе.
В ноябре 2017 года в ЗСК заявляли, что бюджеты всех уровней в Краснодарском крае ежегодно недополучают более 6 млрд руб. из-за деятельности нелегальных перевозчиков. По данным краевого парламента, ориентировочное число нелегальных перевозчиков составляет более 33 тыс., из них более 20 тыс. работает в Краснодаре.