Депутаты ЗСК предложили исключить посредников в сфере оплаты услуг ЖКХ
Депутаты ЗСК планируют исключить посредников в сфере оплаты услуг ЖКХ. Прямая система расчетов предполагает, что счета за воду, тепло, свет и газ поставщики ресурсов будут выставлять не управляющим компаниям и ТСЖ, а сразу потребителям.
Парламентарии считают, что такая мера позволит снизить рост задолженности за потребленные коммунальные услуги, а также исключит возможность нецелевого использования жилищными организациями денежных средств, полученных от абонентов. Соответствующая инициатива описана в проекте постановления ЗСК, который будет рассмотрен на очередной сессии кубанского парламента в среду, 16 июля.
По данным депутатов, долг потребителей Краснодарского края (юр и физлиц) за коммунальные услуги (газ и электричество) на сегодняшний день достиг 3 млрд руб. Еще 1 млрд руб. задолжали абоненты ОАО "АТЭК" (крупнейшая теплоснабжающая организация в крае). При этом большинство населения Краснодарского края (94%) — добросовестные плательщики за услуги ЖКХ, считают депутаты.
Выходом из сложившейся ситуации депутаты видят исключение из расчетов за коммунальные услуги посредников. Тем более, что такой механизм предусмотрен федеральным законодательством. Подобную практику весной текущего года начало использовать ОАО "НЭСК". Это позволило отключать недобросовестных должников без ущерба для остальных потребителей электричества. Однако Белореченская межрайонная прокуратура усмотрела в этих действиях нарушения жилищного кодекса РФ. Но в июне 2014г. Краснодарский краевой суд подтвердил правомочность действий "НЭСК".
В то же время мнения самих ресурсоснабжающих компаний относительно инициативы депутатов разделились. "Мы не поддерживаем прямое абонентство. Во-первых, человек вместо одной квитанции будет получать несколько: это неудобно для людей, да и в конце концов потребители в них запутаются и не будут платить вообще никому. Во-вторых, будет практически невозможно повлиять на должников. Технические особенности горячего водоснабжения не позволяют использовать такую меру, как отключение должника от горячей воды", — рассказал ИА "РБК-Кубань" директор по сбыту ОАО "АТЭК" Леонид Юрченко.
По его словам, УК для того и создавались, чтобы быть посредником между поставщиком ресурсов и абонентами. "У них работа по изготовлению и разносу квитанций входит в тариф, а теперь эти расходы хотят переложить на нас? Мы посчитали: в таком случае расценки на горячую воду и отопление нужно будет повышать на 4%", — отметил Л.Юрченко.
Он также считает, что бремя расходов за прямое абонентство ляжет на плечи самих граждан, а компании-производители ресурсов вынуждены будут значительно расширять штат. "В частности, для примера можно привести НЭСК, где для работы с индивидуальными абонентами пришлось набирать приличное количество сотрудников", — добавил он.
"У "Газпром межрегионгаз Краснодар" договоры на поставку газа заключены напрямую с 1,3 млн абонентов-физических лиц. Но у нас есть и около 140 договоров с управляющими компаниями. Трудно назвать их платежную дисциплину идеальной, но и самой проблемной категорией по задолженностям мы ее считать не склонны", — прокомментировали инициативу в пресс-службе "Газпром межрегионгаз Краснодар".
В ООО "ГУК-Краснодар" отметили, что в работе УК в случае массового внедрения развернутого абонентства ничего не изменится. "Потому что наша функция - собрать с людей платежи и передавать их ресурсникам. Причем, мы это умудряемся выполнять, несмотря на неплатежи населения, которые достигли на сегодня почти 400 миллионов по нашим абонентам. А вот насколько удобно будет жителям платить за ЖКУ по нескольким квитанциям, а не по одной - это большой вопрос, требующий серьезного анализа", — заключил директор по сбыту "ГУК-Краснодар" Дмитрий Малакеев.