Дело не клеится: кубанским производителям не хватает этикеток
Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поручила ведомствам Росстандарт, Минпромторг, Минэкономразвития, Минсельхоз, Роспотребнадзор и Росаккредитация изучить возможность уточнения национальных стандартов «в области этикетирования продуктов», сообщал РБК.
Речь идет о стандартах, определяющих размер этикеток на товаре.
Такое поручение вице-премьера связано с предложением бизнеса сократить использование упаковочного материала из-за продолжающегося дефицита бумаги в стране. Отмечается, что среди других предложений бизнеса к вице-премьеру было разрешение выпуска упаковки увеличенного объема для соков, детского питания и другой продукции.
Свою позицию по данному вопросу ведомства должны доложить в правительство до 22 июля. Но уже сейчас игроки рынка дают разные оценки эффективности предлагаемого решения.
По мнению председателя комиссии по производству пива и натуральных напитков брожения «Опоры России» Алексея Небольсина, после введения запрета на экспорт основы для этикеток и чернил из ЕС стоимость этикеток на российском рынке выросла на 40–50%. По его словам, такой рост для малых пивоваров слишком чувствительный.
В то же время гендиректор полиграфической компании «ССЛ Контур» Марат Батыркаев считает, что сокращение площади этикетки не принесет ощутимой экономии производителям. Он подчеркнул, что расходы на этикетки в себестоимости готовой продукции составляют всего 3–5%. Уменьшение ее площади на 20–30% вряд ли приведет к снижению стоимости готовой продукции даже на 1%.
Сокращение этикетки было бы разумным с точки зрения экономии всех расходных материалов, относящихся к упаковке, отмечает президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков. Но у производителей есть ограничивающий фактор: объем обязательной информации на этикетке установлен техрегламентом, общим для стран, входящих в Евразийский экономический союз, — помимо России, это Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
Бутылки — отдельно, этикетки — отдельно
С дефицитом бумажных этикеток столкнулись и производители Краснодарского края. По словам генерального директора Динского пивоваренного завода Дмитрия Греца, в июле завод уже в течение семи дней находился без данного продукта.
«Нам сказали, что бумаги нет. Потом ее нашли. Сейчас мы заказали этикетки в Воронеже, хотя раньше заказывали в Краснодаре. Пришла бумага, они какими-то путями нашли ее», — рассказал Дмитрий Грец.
Топ-менеджер предприятия констатирует, что пока о стабильных поставках бумажной этикетки говорить не приходится. Грец подчеркнул, что на рынке сильно подорожали полиэтилен и упаковочный картон.
«Что дальше будет — никто не знает. Нам даже производитель не может дать прогнозы, будет он находить бумагу под этикетку или нет», — сказал глава завода.
Генеральный директор краснодарского завода по производству изделий из бумаги ООО «Белкрас 999» Федор Малютин в комментарии РБК Краснодар сообщил, что сложности возникли с поставкой самоклеящихся материалов. Прежде всего они коснулись компаний, закупки которых были ориентированы на европейские и американские рынки. На самом предприятии, выпускающем изделия из бумаги, проблем нет, подчеркнул Малютин.
«Мы лет пять назад начали дифференцировать свои поставки, у нас были и европейские, и турецкие материалы. После событий 24 февраля мы эти закупки дифференцировали еще больше и сейчас работаем с Турцией, Китаем», — сказал Федор Малютин.
По словам гендиректора завода, на сегодняшний день предприятие работает на полных мощностях: при круглосуточной загрузке производства заявки на изготовление новых тиражей принимаются на 1,5 месяца вперед. Выручка завода в марте 2022 года выросла на 67% по сравнению с мартом 2021-го. Сейчас прирост оценивается на уровне 35%.
«Заказов много. Мы их выполнить не можем не потому, что у нас нет материалов, а потому, что у нас не хватает мощностей», — пояснил Малютин.
Он отметил, что в этом году в новое оборудование и расширение производства уже инвестировано порядка 150 млн рублей. Данное решение поможет предприятию, по словам его директора, удовлетворить в текущих условиях спрос рынка на продукцию завода.
Как сообщал РБК Краснодар, проблемы с нехваткой бумажной и многослойной упаковки у производителей пищевых продуктов начались еще весной. На фоне западных санкций и нарушения логистики крупнейший на российском рынке завод компании Tetra Pak приостановил выпуск упаковки для вина и напитков.
Кубанские производители соков и молочной продукции по-разному смотрели на перспективы рынка: одни игроки сообщали, что используют старые запасы упаковки, другие искали альтернативные пути в налаживании связей с новыми поставщиками.
В июне запрет на поставки в Россию офсетной бумаги заставил некоторых производителей пива отказаться от кольереток — этикеток на горлышке бутылки.