Китайская компания COFCO хочет купить зерновой терминал в Новороссийске
Китайская госкорпорация COFCO (China National Cereals, Oils and Foodstuffs Corporation) ведет переговоры о приобретении доли в зерновом терминале КСК в Новороссийске, основным владельцем которого является компания «Делопортс» Сергея Шишкарева. О возможной сделке сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники, знакомые с ходом переговоров.
По данным «Ведомостей», китайской и российской стороной обсуждается приобретение миноритарного пакета в АО «КСК» — до 25%.
КСК — третий по величине зерновой терминал в Черноморском регионе России мощностью 3,5 млн тонн в год. Был запущен в эксплуатацию в 2006 году.
Входит в холдинговую компанию «Делопортс», владеющую стивидорными активами группы «Дело» Сергея Шишкарева в порту Новороссийск. В 2013г. американская компания Cargill выкупила у «Делопортс» долю 25% плюс 1 акция.
Клиентами КСК являются крупнейшие мировые зерновые трейдеры. По данным железнодорожного оператора «Русагротранс», в сезоне 2017/18 через терминал было отправлено на экспорт 5 млн тонн зерна.
В мае 2018г. РБК сообщал о том, что COFCO начала переговоры о приобретении на Юге России терминала по перевалке зерна, масла и сои мощностью до 10 млн тонн. По данным источников, китайская госкомпания рассматривала три варианта — терминалы в порту Тамань, порту Темрюк и Новороссийске.
Источник РБК, знакомый с ходом переговоров, говорил, что покупка терминала в России может обойтись китайской стороне в сумму до $400 млн. По оценкам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, стоимость всего терминала КСК может составлять около 25 млрд рубл. — следовательно, четверть компании оценивается более чем в 6 млрд рублей.
По словам Рылько, собственный терминал в Новороссийске позволит COFCO нарастить закупки зерна в России и поставки на экспорт. В частности, китайская госкомпания сможет активнее поставлять российское зерно в Африку и на Ближний Восток, а после сертификации зерна из европейской части России — и непосредственно в Китай.
Корпорация COFCO, основанная в 1949 году, осуществляет закупку и торговлю зерновыми культурами, а также занимается глубокой переработкой зерна. Ведущий поставщик зерна, масла, сахара и хлопка. Аффилированные с COFCO компании работают в 140 странах.
Входит в список 500 крупнейших предприятий мира, стоимость активов оценивается в $71,9 млрд.
По данным «Русагротранса», в июле 2018г. — апреле 2019г. COFCO заняла 16-е место среди крупнейших экспортеров зерна из России, отгрузив 444 тыс тонн.
Дела портовые
ООО «ДелоПортс», зарегистрированное в Новороссийске в 2015 году, — один из крупнейших стивидорных холдингов России, объединяющий активы группы компаний «Дело» в зерновом и контейнерном сегментах. В структуру активов входит контейнерный терминал НУТЭП, зерновой терминал КСК и сервисная компания «Дело» (зарегистрирована в 2017 году на базе бункерной компании ТОС).
Чистая прибыль ООО «ДелоПортс» в 2018 году составила 4,63 млрд рублей, выручка достигла 77,4 млн рублей. В 2017 году компании организации составляла 32 млн рублей, чистая прибыль — 1,67 млрд рублей.
Группа компаний «Дело», президентом и владельцем 100% акций которой является Сергей Шишкарев, — транспортно-логистический холдинг, оказывающий комплекс услуг по перевалке грузов и бункеровке судов в порту Новороссийск, организации железнодорожных и мультимодальных контейнерных перевозок, экспедированию, таможенному оформлению экспортно-импортных грузов, доставке нефти и нефтепродуктов.
В 2018г. ГК «Дело» вышла на федеральный уровень, купив за $250 млн пакет акций Global Ports — крупнейшего в России контейнерного портового оператора с активами в Северо-Западном и Дальневосточном бассейнах.
Как сообщал РБК Краснодар, в апреле 2019г. Сергей Шишкарев объявил о намерении бороться за покупку контрольного пакета «Трансконтейнера», который с аукциона планирует продать РЖД.