Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Краснодар
ХАМАС заявил о запуске нескольких десятков ракет в сторону Тель-Авива Политика, 15:03 Что такое Теория U или как принимать решения в условиях неопределенности Экономика инноваций, 15:00 Китайский космический аппарат на Марсе. Фоторепортаж Общество, 14:56  Рублев не сумел выйти в полуфинал турнира серии «Мастерс» в Риме Спорт, 14:55 СК возбудил дело в отношении выстрелившего в ребенка в Москве охранника Общество, 14:42 Четыре стратегии, как накопить на пенсию РБК и НПФ «Будущее», 14:37 На Урале депутата и его сына арестовали по подозрению в убийстве Политика, 14:36 CМИ назвали следующую команду Тедеско после ухода из «Спартака» Спорт, 14:35 МИД заявил о тотальной неразберихе Праги в деле о взрывах во Врбетице Политика, 14:17 Правительство одобрило план развития газовой и нефтяной сфер до 2035 года Технологии и медиа, 14:03 СМИ сообщили о возможном уходе из «Барселоны» 14 футболистов Спорт, 13:59 Кросс-гендерность, эстетика и ресайклинг: новая коллекция Armani Exchange РБК Стиль и Armani Exchange, 13:48 «Это тревожный звонок». Почему звезды футбола уходят от Nike Спорт, 13:40 Шлеменко назвал Чимаева «проектом UFC» после слов Кадырова о Хабибе Спорт, 13:38
Краснодар ,  
0 

Рабочая схема: автодилеры Кубани рассказали о потребительском экстремизме

Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В 2019 году мировые автоконцерны заявили о «потребительском экстремизме» с участием судов Краснодарского края. В Краснодаре была распространена практика по взысканию с производителей возврата стоимости автомобилей, в несколько раз превышающего первоначальную стоимость машины при ее продаже.

В 2020 году количество исковых заявлений к дилерским центрам по взысканию компенсаций за неисправности автомобилей сократилось. Тем не менее в тех случаях, когда суды удовлетворяют требования потребителей в полном объеме, сумма по взысканию увеличивается более чем в 5-6 раз, утверждают представители дилерских центров Кубани, опрошенные РБК Краснодар. На фоне кризисного 2020 года такие судебные решения могут подорвать экономическое состояние автодилеров, утверждают игроки рынка.

Согласно данным «Автостат Инфо», в 2020 году продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 8,5% (1,4 млн к 1,56 млн в 2019), новых пикапов на 6% (13,3 тыс. к 14,1 тыс.). В Краснодарском крае объемы продаж в этих сегментах снизились за прошлый год на 9,53% и 16,8% соответственно.

Миллионные пени

Судебная практика по взысканию стоимости авто перешла из краевой столицы в районы Краснодарского края, считает часть представителей рынка. В частности, в феврале 2021 года Усть-Лабинский районный суд по подобному исковому заявлению вынес решение в пользу покупателя и обязал ООО «Автохолдинг» выплатить стоимость купленного автомобиля, компенсацию морального вреда, неустойку, штраф и госпошлину.

С заявлением в суд обратилась Наталья Гроссман. Как следует из решения суда, в июне 2019 года она купила у ООО «Автохолдинга» автомобиль KIA CEED 2019 года выпуска за 1,19 млн рублей. Гарантийный срок составлял 60 месяцев с момента передачи или 150 тыс. км пробега. В декабре 2019 года за время гарантийного срока был выявлен стук в двигателе, диагностика в дилерском центре показала разрушение каталитического нейтрализатора и повреждение блока цилиндров. Покупательница потребовала расторгнуть договор купли-продажи с «Автохолдингом» и вернуть ей деньги за машину, сославшись на несоответствие качества автомобиля.

Компания отказала в расторжении, не увидев для этого оснований. По мнению ответчика, данная неисправность не является существенным недостатком и может быть устранена дилерским центром в рамках гарантийного обслуживания.

«Кроме того, при любой неисправности риски по возврату автомобиля заставят производителя увеличивать его стоимость. Гарантийная политика в данном случае как некий компромисс и защита потребителя, в случае возникновения незначительных неисправностей в ходе эксплуатации транспортного средства», — считает представитель ответчика.

Истец не предоставила авто на гарантийный ремонт, тем самым, как полагает ответчик, злоупотребила своим правом. Гроссман подала заявление в суд с требованием взыскать с ООО «Автохолдинг» сумму стоимости машины, компенсацию морального ущерба в 100 тыс. рублей и неустойку в размере 11,9 тыс. рублей за каждый день просрочки с 12 декабря 2019, а также штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований - это составило порядка 7 млн рублей при цене авто в 1,19 млн рублей.

С учетом мнения сторон Усть-Лабинский районный суд частично удовлетворил требования покупательницы.

«Суд признает, что ответчик допустил нарушение прав и законных интересов истца, не возвратив стоимость товара ненадлежащего качества. Учитывая наличие вины ответчика в нарушении прав потребителя, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда», — говорится в решении первой инстанции.

Повлиял на итоговую сумму и тот факт, что на протяжении шести месяцев 2020 года заседания не проводились из-за режима повышенной готовности, отмечают в компании. При этом, на начисление неустойки за этот период должен действовать мораторий.

«Суд затягивал выдачу решения, в результате сумма неустойки увеличивалась с каждым днем, и на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции будет превышать стоимость уже в 8 раз. Судом при вынесении решения не были установлены существенные недостатки автомобиля, в том виде как на это указывает Верховный суд РФ постановлением Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которые бы невозможно было устранить, экспертизы по делу не проводились», — прокомментировали РБК Краснодар в ООО «Автохолдинг».

Инструменты манипуляции

В целом в дилерский центр с 1 января 2020 года поступило более пяти исковых заявлений со стороны недовольных потребителей. По информации компании, такие случаи перешли в разряд единичных. Так, в ООО «Автохолдинг Ф» (дилер Renault) с начала 2020 года таких заявлений не поступало. В ООО «Орбита» (дилер Hyundai) с января 2020 года поступило не более трех исковых о расторжении договоров купли-продажи, а также взыскании неустойки, штрафов, компенсации морального вреда в связи с выявленными недостатками транспортных средств.

Как сообщили в ООО «Орбита», ранее суды были лояльны по отношению к покупателям, что приводило к росту «шантажа со стороны недобросовестных потребителей», которые выдавали надуманные дефекты за существенные недостатки. В последнее время суды более внимательно относятся к вопросам назначения экспертиз, а также установлению всех обстоятельств. В ГК «Ключавто» и «Юг-Авто» на запросы не ответили.

«На сегодняшний день не наблюдается какой-либо проблематики по данной категории споров. Споры, в которых граждане предъявляют претензии к производителям по поводу предоставления некачественного товара, немногочисленны и рассматриваются в строгом соответствии с установленным законом порядком», — пояснила пресс-служба Краснодарского краевого суда.

В ООО «Орбита» уточнили, что, по их наблюдениям, данная практика сложилась за последнее время у районных судов Краснодарского края, где представителями истцов являются одни и те же лица, исковые заявления представителей также попадают к одним и тем же судьям. Вынесенные решения по таким спорам о защите прав потребителей негативно сказываются на всей финансово-хозяйственной деятельности компаний и приводят к необоснованным убыткам.

Руководитель департамента судебной защиты юридической компании «Золотое правило» Светлана Махненко пояснила, суды больше ориентированы на потребителей как экономически менее защищенных в правоотношениях с предпринимателями лиц. Неправомерные и необоснованные решения по таким спорам хоть и встречаются, но говорить о системности вынесения таких решений не стоит.

«Действительно, случаи злоупотребления правами потребителей и обращения с требованиями в суд, многократно превышающие стоимость самого автомобиля имеют место быть. В частности, недобросовестные покупатели авто используют методы для искусственного создания дефектов автомобиля, затягивают процесс предоставления автомобиля автодилеру для устранения неисправностей, направляют досудебные претензии с ошибкой в адресе, применяют репутационный шантаж и т.д. При этом, анализ рассматриваемых судами споров потребителей с автодилерами, в том числе судами Краснодарского края, не позволяет сделать однозначный вывод о массовых мошеннических действиях и спекуляциях со стороны потребителей», — сообщила Светлана Махненко.

По словам юриста, введение понятия «потребительский экстремизм» на законодательном уровне или изменение законодательства в части уменьшения ответственности автодилера в первую очередь выгодно самим дилерам, чтобы минимизировать в условиях нынешнего экономического кризиса свои издержки, связанные с устранением дефектов автомобиля, гарантийным ремонтом и так далее.

Понятие «потребительского экстремизма» на законодательном уровне не закреплено, но подразумевает злоупотребление правами потребителя, обман предпринимателя и манипуляцию законодательством с целью извлечения прибыли и репутационный шантаж.

Как сообщал РБК Краснодар, в 2019 году крупные мировые автоконцерны сообщили о массовых исковых заявлениях о защите прав потребителей в их адрес. В Краснодарском крае с 2016 по 2018 год было рассмотрено 32 дела по искам к изготовителям (импортерам) автомобилей. Автопроизводители утверждали, что районные суды Краснодара — Прикубанский, Советский, Октябрьский и Ленинский — задействованы в мошеннической схеме по взысканию возврата стоимости автомобилей, в несколько раз превышающего первоначальную стоимость машины при ее продаже.

Как пояснял партнер коллегии адвокатов «Титаренко, Руссков, Улымов» Максима Титаренко, схема работает так — в течение 15 дней находится любой недостаток и используется в качестве основания для возврата товара. Изготовитель со своей стороны предлагает представить купленную машину на осмотр, но этого никто не делает. В итоге начинаются судебные тяжбы.

Представители автоконцернов отмечали, такой вид мошенничества встречается и в других российских городах, но не так массово, как в Краснодаре.

«Подобную схему мы наблюдаем с 2016 года, за эти годы уже выработался алгоритм, в том числе по формулировкам исковых заявлений и процессуальному поведению в судах», — сообщала глава юридического отдела Hyundai Наталья Моисеева.