Депутаты: Кубанским муниципалитетам не хватает денег на выполнение обязательств
Размер бюджетов муниципальных районов и городских округов Краснодарского края позволяет местным властям финансировать лишь 40% возложенных на них полномочий, заявил в четверг председатель комитета по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий ЗСК Николай Петропавловский.
По его словам, за время существования закона о самоуправлении (134 ФЗ) количество полномочий органов власти муниципальных районов, городских округов и сельских поселений выросло на 30-50%. При этом, объем доходов в их бюджетах увеличился незначительно или вовсе не вырос.
В разрезе административного деления муниципальным районам хватает на финансирование из собственных бюджетов лишь 11 из 37 своих полномочий (30%), городским округам - 18 из 46 (41%), сельским поселениям - 15 из 39 (38,5%). Такие данные привел заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий ЗСК Александр Шустенков.
При этом, по словам депутатов, ответственность с глав поселений не снимается. Петропавловский приводит пример: после Крымской трагедии глава города принял решение вывозить тонны мусора в заброшенный карьер, специально для этого отведенный. Сейчас он оштрафован на 2,5 млн руб. за то, что вывозил твердые бытовые отходы в нелицензированное для этого место. "Таких примеров сотни по Краснодарскому краю. Полномочия есть, но денег в бюджете сельских поселений для их выполнения нет", — отмечает Петропавловский.
Депутат говорит, что количество полномочий у местного самоуправления резко выросло за последние 6 лет. Зачастую они просто "неподъемны" для сельских администраций. Например, обязанность содержать в поселении группу МЧС. При среднем количестве сотрудников администрации поселения в 7 человек (населенный пункт до 5 тыс. человек) и недофинансировании, о котором говорилось выше, это сложно.
Краевые парламентарии говорят о том, что должна быть по крайней мере среднесрочная стратегия развития полномочий местного самоуправления. "А то получается, мы дошкольное образование забрали на уровень края, потом оно может вернуться. Нужно определить вопросы, которые однозначно нельзя забирать у местного самоуправления. Они должны быть обеспечены финансированием, чтобы люди знали: на эти вещи у них есть деньги", — говорит Шустенков.
Кроме того, он рассказал об инициативе кубанских депутатов ввести минимальные нормативы бюджетной обеспеченности финансирования вопросов местного самоуправления по всей стране. Они и сейчас предусмотрены в 134 ФЗ, но рассчитываются исходя из численности живущих в населенном пункте. "Это несправедливо, потому что есть поселки, в которых, скажем, домов культуры больше, а людей меньше. Нужно, чтобы был единый норматив расчета финансовой помощи, основанный на социально-экономическом положении поселения или округа", — отмечает Шустенков.
По словам Петропавловского, федеральный центр стал обращаться к регионам за советами в области местного самоуправления, чего раньше не было. Как говорит депутат, это позитивный сдвиг к тому, чтобы власть на местах действительно заработала.