За бортом: что будет с рекламой на общественном транспорте Краснодара
Регламент по оформлению общественного транспорта был разработан в рамках работы по благоустройству города. Об этом рассказал на круглом столе РБК Краснодар директор городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Архипов.
По его словам, в ходе масштабного ремонта дорог в краевом центре ведется работа по приведению внешнего облика улиц к единому стилю, а также обращается внимание на рекламные конструкции и фасады зданий.
«По нашему мнению, настала очередь приведения в нормальное визуальное состояние и подвижного состава. В первую очередь, это касается нашего основного транспортного предприятия — «Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления». В этом году началось обновление его подвижного состава, ведется закупка новых трамваев и троллейбусов. Мы как отраслевое ведомство, которое курирует развитие отрасли, понимаем, что тот подвижной состав, который сегодня используется на муниципальных маршрутах, нужно приводить в порядок как с внешней стороны кузова, так и с внутренней», — отметил Архипов.
Как рассказал Архипов, мэрия Краснодара, изучив опыт других городов, сформировала регламент оформления общественного транспорта. По его словам, правила носят рекомендательный характер. В перспективе документ будет корректироваться — департамент ждет обратную связь от коммерческих перевозчиков и будет учитывать их предложения.
Что предлагает регламент для общественного транспорта
Документ состоит из 11 разделов, в которых определяется расположение информационных трафаретов о маршрутах движения, нахождение обязательных обозначений: выходов, мест для инвалидов, обязательных информационных материалов.
«На настоящий момент есть ряд государственных постановлений и нормативов, которые обязывают перевозчиков размещать на транспорте те или иные информационные материалы. Но никак не упорядочено их месторасположение. Транспортные компании могут размещать их где угодно, и не всегда там, где удобно для пассажиров. Наш регламент определяет те конкретные места, которые удобны для всех категорий граждан. Зайдя в транспортное средство, пассажир сможет в определенном месте увидеть номер маршрута, его путь следования, названия основных остановок, а те элементы безопасности, которые должны быть», — пояснил рассказал начальник отдела организации перевозок департамента транспорта и дорожного хозяйства мэрии Краснодара Владимир Афиногенов.
Как РБК Краснодар сообщал ранее, мэрия Краснодара презентовала общий регламент оформления общественного транспорта в августе 2019 года. Его разработкой занимался департамент транспорта и дорожного хозяйства города.
В документе описывают нормативы размера, цвета и стиля шрифтов для обозначения номеров маршрутов, трафаретов информационных стикеров, нормативы звукового и электронного информирования пассажиров.
В частности, согласно правилам, все номера маршрутов рекомендовано указывать черным цветом на желтом фоне. На лобовом маршрутном указателе перевозчики будут обозначать номер маршрута, его начальную и конечную точку.
На боковом указателе также предусмотрен список основных остановок. Цвет пикселей на электронных маршрутных указателях станет белым. Транспорт рекомендуют оборудовать адаптивными табло, яркость которых меняется в зависимости от времени суток. Наличие такого электронного указателя над лобовым стеклом автобусов, троллейбусов и трамваев — теперь обязательное требование при обновлении подвижного состава.
В документе содержится около 60 шаблонов стикеров для наклеек «вход» и развернутых инструкций, а также приведен дизайн, размеры и перечень материалов для их изготовления. В своде правил четко обозначены места размещения наклеек.
Отдельный раздел касается рекламы в общественном транспорте. Мэрия рекомендует перевозчикам отказаться от ее размещения на бортах. Афиши и объявления можно будет помещать внутри салона по правому борту, а левый борт будет предназначен исключительно для информации о маршруте.
В регламенте также приведены стандарты информационного оформления остановочных комплексов. Разработаны единые карты-схемы краснодарских маршрутов. Рядом с классическими макетами путей следования планируют размещать QR-коды: с помощью смартфона пассажиры смогут загрузить расписание движения и список остановок конкретного маршрута общественного транспорта.
Реклама на бортах транспорта: за и против
Аналогичный проект регламента разработал Комитет по транспорту Смольного. В нем также предлагается запретить размещение рекламы на бортах наземного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга, сообщает РБК.
В документе уточняется, что наносить рекламу запрещено на бортах транспортного средства, на стеклах и внутри салона по левой стороне. Для размещения рекламных объявлений, согласно предлагаемым правилам, отводится правый борт по ходу следования транспортного средства. Исключением из общего правила могут стать только праздничные или информационные изображения, которые должны размещаться по согласованию.
Отдельный блок в регламенте касается наружной рекламы на бортах общественного транспорта. По мнению представителей администрации, компаниям-перевозчикам следует постепенно отказываться от нее.
«Мы считаем, что наиболее эстетичным является исходный вид подвижного состава — такой, каким он вышел из завода-изготовителя, без дополнительных украшений и наклеек. Реклама — это сильный раздражитель. Кому-то она нравится, кому-то нет. Мы считаем, что общественный транспорта должен выглядеть нейтрально», — подчеркнул Афиногенов.
По словам начальника отдела городской среды департамента архитектуры и градостроительства мэрии Краснодара Натальи Машталир, мэрия ставит перед собой цель очистить город от «визуального мусора» на улицах.
«Картина не будет полной, если мы оставим большое количество рекламы на трамваях, троллейбусах и автобусах. Реклама, особенно движущаяся, является очень сильным раздражителем», — считает она.
Следующим этапом будет унификация остановок и торгово-остановочных пунктов. Мэрия уже разрабатывает эскизы, которые утвердят на уровне города. В дальнейшем планируется создать единую систему навигации с одинаковым шрифтом на всех остановках и — в перспективе — в общественном транспорте.
По мнению координатора общественного движения «Городские решения» Константина Трудика, в итоге для Краснодара отказ от наружной рекламы на общественном транспорте даст больше преимуществ, так как улучшится цельное восприятие города, а сам он станет привлекательнее.
В «Краснодарском трамвайно-троллейбусном управлении» весь новый подвижной состав, закупаемый с 2019 года, будет оформляться согласно регламенту, рассказал директор предприятия Александр Грачев. Параллельно будет вестись работа по постепенному приведение в соответствие с нормативами документа и уже имеющиеся единицы. Унификацию планируется начать с автобусов.
Также КТТУ полностью откажется от наружной рекламы на бортах. По словам Александра Грачева, годовая выручка от нее сопоставима с доходом от пассажирских перевозок за один день и составляет порядка 5 млн рублей.
«Я бы не говорил о полном отказе от рекламы. Регламент предусматривает размещение в определенных местах листовок внутри салонов, роликов на мониторах. Но, скажем так, даже отказ от внешней бортовой рекламы для КТТУ представляет небольшие достаточно деньги. На наш взгляд, пользы от того, что подвижной состав будет выглядеть нормально, будет больше, чем дают эти средства», — отметил он.
По словам исполнительного директора АРОР СРО «Союз транспортников Кубани» Ильи Брижака, компании, работающие на рынке, согласны работать в рамках предложенного регламента, если он будет соответствовать нормам законодательства.
Коммерческие перевозчики придерживаются различных взглядов на регламент в плане наружной рекламы. Часть планирует ее оставить, часть согласна с позицией мэрии города и собирается ее демонтировать, отмечает президент АРОР СРО «Союз транспортников Кубани» Иван Петров.
«Несомненно, нужен документ, который объединил бы все постановления и нормативы, и описывал, как правильно размещать наклейки и трафареты. Что касается рекламы, единого мнения среди коммерческих перевозчиков нет. Безусловно, отказ от нее приведет к потере части доходов и к снижению рентабельности. Через какое-то время, когда вырастут цены на топливо, мы будем вынуждены пересматривать тарифы по перевозке», — добавил Певорт.
При этом в «Союзе транспортников Кубани» затруднились дать оценку по средней доле доходов от рекламы в структуре выручки — у перевозчиков показатель очень сильно различается. У части предприятий, которые размещают ее в ограниченном количестве, поступления не превышают 1%, у других доходы от размещения контента на бортах значительно выше.
Больше всего принятие регламента скажется на агентствах, основной профиль которых — размещение рекламы на бортах транспорта. Присутствовавшие на круглом столе представители компаний выразили обеспокоенность тем, что им придется закрыть бизнес.
«Мы специализируемся только на рекламе на транспорте, для нас это основной канал. Принятие регламента всеми перевозчиками приведет к закрытию ряда компаний сегмента малого бизнеса», — поделился директор ООО «Максмедиа» Вахтанги Кочо.
Владелица рекламного агентства «Славия» Аделина Славинская утверждает, что часть перевозчиков не хочет отказываться от рекламы на бортах, но опасается действовать в разрез с рекомендациями мэрии.
Директор ООО «Ярко» Александр Слюта также выразил опасения, что позиция администрации Краснодара будет принята всеми транспортными компаниями, а это приведет к ликвидации ряд предприятий малого бизнеса.
Но представители администрации кубанской столицы заверили представителей бизнеса, что регламент носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению. Помимо этого, документ представляет собой не окончательный вариант и будет дорабатываться вместе с транспортными компаниями при активном участии Союза транспортников Кубани.
В настоящее время общественный транспорт Краснодара представлен муниципальным предприятием «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» и рядом коммерческими перевозчиками. По данным мэрии города, 60% пассажиропотока приходится на КТТУ, 40% — на частные компании.
В парке КТТУ насчитывается 620 единиц подвижного состава (268 — трамваев, 183 — троллейбуса и 169 — автобусов). Средний возраст трамваев — 30, троллейбусов — 16 лет, автобусов — более 4 с половиной лет.
На маршрутах общественного транспорта частных перевозчиков в Краснодаре работает около 800 автобусов. В 2017-2019 годах компании приобрели 230 новых. В следующем году планируется закупить еще 81 новый автобус.