«Он же памятник»: что запретили жителям исторического центра Краснодара
С 1 марта 2019г. вступил в силу документ, определяющий предмет охраны и границы территории исторического поселения регионального значения город Краснодар. Подготовкой проекта занимались эксперты архитектурного центра «Югреставрация» во главе с Татьяна Ворониной и специалисты Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия Виталий Бондарь и Оксана Маркова.
Документ, внесенный от имени Общероссийского народного фронта, был одобрен Консультационным научно-методическим советом Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.
Территория исторического поселения в Краснодаре занимает 113 кварталов. Предмет охраны включает 271 объект культурного наследия и 433 ценных объекта историко-градостроительной среды, а также историческую планировку кварталов и ее элементы, объемно-пространственную структуру исторического поселения, композицию и силуэт застройки.
Градоформирующие объекты: что можно и что нельзя
На градоформирующие объекты на территории исторического поселения г.Краснодар распространяются ограничительные меры — в частности, обязательное сохранение уличного фасада и «объемно-пространственных характеристик».
В перечне ценных градоформирующих объектов Краснодара для ряда зданий также перечислены диссонирующие элементы, нарушающие их исторических облик. В частности, к ним отнесены поздние пристройки, поздняя облицовка главных фасадов, облицовка и остекление балконов, дисгармоничные заборы и ограды, трубы газопровода и т.д. Также с «фасадов и крыш зданий, формирующих общественные городские пространства» должны быть удалены наружные блоки сплит-систем, телевизионные и спутниковые антенны, наружные решетки, роллеты и вывески.
Как следует из текста документа, существование диссонирующих объектов допускается только «до момента реализации целевых программ по приведению их в соответствие с настоящими требованиями к градостроительным регламентам». При этом на данный момент нет каких-либо сведений о том, кто именно и в какие сроки должен разработать эти целевые программы.
По словам руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Семихатского, с диссонирующими элементами на градоформирующих объектах возникла «большая проблема».
«Безусловно, мы не можем прийти к собственнику и требовать от него убрать что-то, если у него были все соответствующие разрешения, например, на момент возведения пристройки. Однако в дальнейшем, если собственник обратиться к нам за разрешением на реконструкцию объекта, мы обязаны ему в требованиях установить демонтаж диссонирующих элементов. Если человек сам запланирует что-то поменять и обратится к нам за согласованием, то мы имеем право требовать с него привести здание в соответствии с историческим обликом», — рассказал РБК Краснодар Семихатский.
В результате, например, сплит-системы и спутниковые антенны останутся на исторически ценных домах, но только пока собственник не решит их заменить. После демонтажа их последующая установка уже будет считаться нарушением закона — штраф для физлиц составит около 20 тыс. рублей, для юрлиц около 200 тыс. рублей.
Отдельно оговаривается, что прокладка новых инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопровода, электрокабеля и т.д.) на территории исторического поселения г.Краснодар должна проводиться только подземным способом. При этом никаких обязательств и сроков по демонтажу уже существующих труб и проводов также нет.
На территории исторического поселения г. Краснодар сохраняются:
- кровли шатровые, вальмовые, двускатные с углом наклона 20-400; материал — листовой непрофилированный металл с фальцевыми соединениями; в качестве акцентов — шатры и купола различных очертаний с чешуйчатым покрытием из металла;
- цветовая гамма: для оштукатуренных фасадов и столярных изделий — сложные цвета широкой цветовой гаммы (оттенки серого, голубого, терракотового, серо-зеленого, окись хрома, бежевого, молочно-белого); красно-терракотовый цвет кирпичной кладки — для неоштукатуренных фасадов, темно-коричневый или зеленый для столярных заполнений оконных и дверных проемов кирпичных фасадов, сурик, оттенки зеленого и серого — для кровли;
- материал отделки: лицевой темно-красный кирпич; элементы декора из резного кирпича, песчаника и ракушечника; штукатурка; штукатурный и гипсовый лепной декор; мелкоразмерная глазурованная плитка; окрашенное кровельное железо (в окрытиях).
Реконструкция и снос домов в историческом поселении
Если собственники домов, признанных ценными градоформирующими объектами, захотят реконструировать или просто отремонтировать здание, они должны обращаться в краевое управление государственной охраны объектов культурного наследия. Это касается, в частности, покраски фасадов, ремонта крыш, замены дверей и даже установки оконных рам.
«Иногда предметом охраны является расстекловка здания. И если собственник самовольно заменил деревянные рамы на пластиковые, то это ущерб наследию», — поясняет Роман Семихатский.
Любые ремонтные работы на исторически ценных градоформирующих объектах разрешены только «без изменения их объемно-пространственных характеристик, фасадных композиций, оригинальной расстекловки и цветового решения оконных и дверных блоков».
Снести ценный градоформирующий объект можно, только если он находится «в аварийном состоянии, угрожающем безопасности людей и влекущем физическую утрату самого объекта». Однако даже в этом случае после демонтажа дом должен быть воссоздан «в первоначальном облике, на прежнем месте, в материалах аналогичных подлинным». За чей счет будут заново строиться снесенные аварийные дома, в документе не указано.
По словам одного из авторов предмета охраны и границ исторического поселения Виталия Бондаря, создатели документа при определении списка градоформирующих объектов учитывали, в основном, внешнюю сохранность зданий. В результате в перечень исторически ценных были включены ветхие постройки, а также уже признанные аварийными дома.
«В некоторых случаях мы включали откровенно ветхие здания, понимая, что они являются определяющими для фронта застройки, для высотности этого квартала. Да, среди градообразующих объектов есть и здания, которые раньше были признаны аварийными. Мне представляется, что многие из них по факту таковыми не являются, но с этим, наверное, уже должны разбираться правоохранительные органы. Никакого больше сноса», — рассказывал Бондарь в интервью РБК Краснодар.
Прошлое и настоящее в центре Краснодара
Заместитель председателя Краснодарской региональной организации Союза архитекторов России Семен Галкин отмечает, что включение в предмет охраны ценных градообразующих объектов существенно увеличило число зданий, относящихся к историческому поселению. В ранее существовавших документах упор делался на памятники истории и архитектуры.
«Не стало ли их слишком много — это дискуссионный вопрос, причем достаточно спорный. На мой взгляд, сейчас в предмет охраны включено избыточно много таких зданий, в том числе малоценных с архитектурной точки зрения зданий. Зачастую их включали только из уважения к их возрасту. Поэтому их количество должно еще обсуждаться», — считает эксперт.
Одной из причин появления в проекте предмета охраны и границ исторического поселения Краснодар сразу 433 ценных объектов историко-градостроительной среды могли стать действующие регламенты. В частности, согласно концепции развития исторических поселений, разработанной российским Минкультом и рекомендованной правительством РФ, на территории исторического поселения количество памятников, ансамблей и градоформирующих объектов в историческом поселении не может быть меньше 60% от общего числа объектов капитального строительства.
«Если мы уменьшим количество градоформируюших зданий, то переступим грань нормативов. Когда эту цифру услышал главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин, он оказался на нашей стороне. И руководитель краевого управления государственной охраны объектов культурного наследия Роман Семихатский — тоже», — пояснял один из авторов проекта Виталий Бондарь.
Основной вопрос — не в количестве градоформирующих объектов на территории исторического поселения, а в отношении к ним, напоминает архитектор Семен Галкин.
«На мой взгляд, не совсем правильно относиться к градоформирующим объектам так же, как и к памятникам истории и архитектуры (полное сохранение, без изъятий, независимо от того, что из себя в целом представляет здание. Особенность Краснодара — это небольшой хороший фасад (10-12 метров по фронту) и уходящее в глубь квартала на 30-40-50 метров здание, которое само по себе ничего не представляет. Зачастую это краснокирпичные объемы с хаотично расположенным окнами, дверями и так далее. И есть смысл сохранять его в этом виде, в целом ограничивая застройку, — это, конечно, спорный вопрос», — отмечает зампредседателя Краснодарской региональной организации Союза архитекторов России