Скрытые резервы: какие средства проходят мимо бюджета Краснодара
Краснодар выступает донором краевой казны, формируя 38% консолидированного бюджета Кубани. При налоговых сборах в 88 млрд рублей собственный бюджет города в 2017 год составил 14,3 млрд рублей, из них порядка 10 млрд рублей составляют расходы на социальную сферу. Еще 8 млрд рублей выделяют краевые власти, в основном эти средства в качестве субсидий направляются на «социалку».
Как сообщал РБК Юг, муниципалитет испытывает серьезную нехватку средств для закрытия многих текущих потребностей, а сфера ЖКХ фактически финансируется по остаточному принципу.
Ситуация осложняется серьезной закредитованностью кубанской столицы. К высокой долговой нагрузке привела непродуманная бюджетная политика, которая велась последние несколько лет, отмечает экономист Александр Полиди.
В этих условиях финансовая политика краснодарских властей в 2017 году была направлена как на сокращение расходов (в т.ч. за счет перекредитования под более выгодные проценты), на и на увеличение доходов. Одним из инструментов стала корректировка налогообложения — в основном, за счет пересмотра действовавших ранее неэффективных льгот в виде пониженных ставок по местным налогам.
Так, депутаты Гордумы уже изменили ставки земельного налога по некоторым видам разрешенного использования, налога на имущество физических лиц и коэффициент единого налога на вмененный доход.
Ставку налога на имущество физических лиц для жилых помещений решено оставить без изменений — 0,2% от кадастровой стоимости объекта. В отношении коммерческих помещений (объектов торговли, административных зданий) ставка увеличена с 0,5 до 0,7%.
Также подвергся корректировке с 1 января 2018 года размер земельного налога (в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков): земля под производственными и административными зданиями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок — ставка 0,3% от кадастровой стоимости; гостиницами — 0,7%; автостоянками —1%; объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания — 1,5%. На период строительства социальных объектов предусмотрена льготная ставка земельного налога — 0,5%.
Скрытые резервы, НДФЛ и облигации
Эксперты считают, что сборы в краснодарский бюджет могли бы быть больше. В частности, на поступлении имущественных налогов в бюджет отражается введение Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Другим резервом увеличения доходов местной казны является сбор недоимки — с начала года она составила 678 млн рублей.
По мнению старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, регионам сложно нарастить налоговые поступления из-за специфики бюджетных трансфертов и структуры «ухода» областных налогов в федеральную казну.
«Конкретно Краснодару можно попробовать увеличить поступления от НДФЛ, предложив бизнесу иные преференции и помогая ему выйти из тени. Можно эффективнее работать с инфраструктурами направлениями. Однако универсального лекарства тут нет — надо пробовать комплексные стратегии и дорабатывать их уже по ходу развития процесса», — считает она.
Заместитель секретаря Общественной палаты Кубани, спецпредставитель «Внешэкономбанка» Александр Полиди видит три возможных пути улучшения ситуации с наполняемостью городского бюджета.
«Первый и, наверное, самый прагматичный вариант — за счет роста благосостояния бизнеса. Чем он лучше будет себя чувствовать, чем больше предприятия будут развиваться, тем больше будут налоговые отчисления. Так как существенная доля налоговой статьи доходов формируется за счет налогов на доход физических лиц, то чем выше будут зарплаты, чем больше будет малого бизнеса и выше самозанятость, тем лучше будет для бюджета», — поясняет экономист.
В качестве второго направления Полиди называет оптимизацию расходов, так как город не может себе позволить сохранять нынешний объем трат. Для этого требуется правильно расставить приоритеты и сформировать под них программы, предусматривающие конкретные источники финансирования.
«В качестве третьего направления уже сейчас стоит рассматривать вопрос эмиссии облигаций. Это не быстрый процесс. Я не думаю, что в течение ближайших месяцев мы можем на это рассчитывать. Но уже очевидно, что эмиссия муниципальных облигаций — это взвешенный и очень комфортный для городских финансов способ пополнения бюджета. Мы к этому придем через некоторое время», — считает он.
С 2004 года Краснодарский край разместил 138 выпусков облигаций на сумму 160 млрд рублей, в т.ч. 6 выпусков государственных облигаций на 33 млрд рублей, 3 выпуска муниципальных облигаций на 2,5 млрд рублей, а также 129 выпусков корпоративных облигаций на 127 млрд рублей.
В августе 2017 года власти региона выпустили займ в объеме 10 млрд рублей сроком обращения 7 лет с купонным доходом 8,6% годовых.
Трудности межбюджетных отношений
Еще одним источником увеличения бюджета Краснодара могло бы стать увеличение процента НДФЛ, который краевая казна оставляет муниципалитету.
Три года назад Краснодар оставлял 30% от общего объема собираемого в городе налога на доход физических лиц, рассказывал ранее РБК Юг экс-мэр города Владимир Евланов. Но позднее администрация Краснодарского края приняла решение снизить это процент. В результате только по этой статье дохода кубанская столица потеряла более 2 млрд рублей.
В настоящее время показатель для столицы Кубани установлен на уровне 22% — из собранных в 2017 году по этой статье 23,39 млрд рублей в краевой бюджет перечислено 18,2 млрд рублей. При этом введение дополнительного норматива в 12,4% принесло бы городу дополнительные 4 млрд рублей.
Показатель возврата НДФЛ существенно различается в зависимости от субъекта Федерации. В соседнем Ростове-на-Дону норматив составляет 25%. Чита и Красноярск получают по 30% от общей суммы сборов, в Великом Новгороде городу остается только минимальные 15%, установленные государством.
Многие города поднимают вопрос о повышении норматива — так, например, в Новосибирской области в 2017 году разгорелось противостояние между властями региональной столицы и области. Как сообщал РБК Новосибирск, в мае гордума предложила вернуть забранные субъектом 10% и довести норматив до 40%, но заксобрание региона выступило против.
«Вопрос о централизации или децентрализации налоговых доходов внутри субъекта РФ стабильно находится в поле зрения экспертного сообщества. На мой взгляд, тут требуется децентрализация, увеличение части налоговых доходов, в том числе и НДФЛ, которая остается на местах, где реализуются соответствующие программы. Это делается для того, чтобы стимулировать органы госвласти на повышение собираемости налогов и улучшении его администрирования», — считает доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Алисен Алисенов.
Однако, по мнению Александра Полиди, перераспределение доходов между бюджетами маловероятно, так как у Краснодарского края слишком большой показатель госдолга. Как сообщал РБК Юг, по состоянию на 1 ноября текущего года он достиг 141,83 млрд рублей.
Собственные доходы Краснодара на 58,4% формирует налог на доходы физических лиц. Этот вид сборов за январь-сентябрь показал рост более чем на четверть, достигнув показателя в 5,1 млрд рублей.
Следом за НДФЛ идет земельный налог, занимающий долю в 14,7% (1,28 млрд рублей). Налоги на совокупный доход занимают 11,2%, налог на прибыль — 9,3%.