Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Недвижимость Юга ,  
0 

Эксперт: кризис подтолкнул спрос на постолимпийскую недвижимость в Сочи

Заместитель генерального директора группы «Базовый Элемент», управляющий директор курортного района «Имеретинский» Андрей Елинсон в интервью ИА «РБК-Юг» дал прогнозы по предстоящему курортному сезону, рассказал, почему иностранцам интересно приезжать в Сочи в межсезонье и почему в кризис россияне начали более активно скупать недвижимость в Сочи.
Заместитель генерального директора группы «Базовый Элемент», управляющий директор курортного района «Имеретинский» Андрей Елинсон
Заместитель генерального директора группы «Базовый Элемент», управляющий директор курортного района «Имеретинский» Андрей Елинсон (Фото: Предоставлено пресс-службой)

Андрей, большинство туроператоров и аналитиков говорят о том, что предстоящий сезон станет рекордным для курортов Краснодарского края: из-за санкций и высоких курсов валют россияне предпочтут внутренний туризм. Как вы оцениваете предстоящий сезон? Какую загрузку своих объектов в Сочи ожидаете?

Для нас предстоящий летний сезон станет только вторым и оценивать его перспективы мы можем лишь исходя из данных лета 2014 года, первого постолимпийского сезона. Тогда загрузка гостиницы и апартаментов составила около 90%. Мы ориентируемся именно на эти показатели, но надеемся, что удастся их превысить, поскольку в текущей ситуации все больше россиян планируют провести летний отпуск в Сочи, а не в Анталии или Шарм-эль-Шейхе.

Уже сейчас могу сказать, что к середине апреля на период с июня по август уже было выкуплено более 50% номерного фонда.

А чего стоит ждать от ценовой политики в этом году? Не приведет ли высокий спрос к повышению цены отдыха, как это произошло в горном кластере Сочи в январский пик?

Цены диктует рынок, и отели устанавливают за проживание ту стоимость, которую гости готовы заплатить. Но мы стараемся конвертировать повышенный спрос на отдых в Сочи, не завышая цены, а расширяя предложение. У нас есть и отель «Имеретинский» 4* и одиннадцать корпусов квартала «Прибрежный», апартаменты в котором при отельном сервисе более демократичны по цене и дают отдыхающим большую автономность - за счет тех же кухонь в номерах. Более того, к лету мы выводим на рынок предложение классом выше - апартаменты в квартале «Морской», которые буду сдаваться только в долгосрочную аренду. Спрос на этот сегмент превзошел все наши ожидания.

Прошлым летом многие туристы отмечали «унылость окружающих пейзажей» в Имеретинской низменности (здания построили, но территорию не успели достойно озеленить). Как будет в этом году?

Возможно, речь идет о территории Олимпийского парка, но там наличие больших неозелененных пространств было обусловлено необходимостью вместить огромное количество гостей Олимпиады. Если помните, во время зимних Игр-2014 вокруг стадионов прибрежного кластера одновременно собирались по 80 тыс. зрителей. Сейчас эти площади также используются под массовые мероприятия и застилать их газонами или разбивать там цветники, наверное, нет смысла.

А что касается именно нашего курорта, здесь ситуация как раз обратная. 40% территории курортного района отдано под озеленение и ландшафтный дизайн.

Одно из главных достоинств низменности — набережная и пляж. В этом году власти Сочи передают пляжи Имеретинской низменности в управление отелям. Как это повлияет на ситуацию? Не станет ли доступ на пляжи ограниченным, как это сейчас происходит в центре Сочи?

Пляж в этом сезоне станет отдельным направлением развития территории курортного района. У нас в планах создание не просто пляжа в привычном его понимании, а настоящего клуба у моря, как это заведено на курортах юга Европы: с массой услуг, точками общепита и собственной развлекательной программой.

В этом году власти Сочи проводили большую работу по привлечению иностранных туристов, в том числе китайских и европейских. Есть ли результаты? Отмечаете ли вы приток зарубежных гостей? Почему им могут быть интересны курорты Сочи, ведь цены в хороших гостиницах уже поднялись до европейских, а сервис в целом отстает (даже если гостиница высокого уровня, за ее территорией о качестве услуг мало кто заботится).

Прежде всего, отмечу, что к Олимпиаде номерной фонд Сочи удвоился. Сегодня ценовая политика гостиниц в городе-курорте кардинально изменилась. При такой конкуренции трудно держать высокие цены. Поэтому сейчас стоимость проживания в некоторых оте6лях ниже, чем в среднем по России. У нас, к примеру, цены на проживание в гостиничном номере начинаются от 4500 рублей, в апартаментах квартала «Прибрежный» – от 2100 руб. А спрос со стороны иностранных гостей (и это не только жители стран бывшего СССР) на отдых в Сочи действительно есть, и он стабильно растет.

Напомню, в Сочи приезжали уже 2 делегации туроператоров из Китая в преддверии открытия регулярного авиасообщения между Сочи и Поднебесной. Сейчас наши специалисты готовят для китайских туроператоров пакетные предложения, включающие проживание и экскурсионную программу. Параллельно продолжаются активные переговоры о запуске прямых авиарейсов. Первые полеты по маршруту «Пекин-Сочи», возможно, начнутся уже летом этого года. Германия также изучает возможности туристического рынка Сочи.

Напомню, что с октября прошлого года в аэропорту Сочи действует режим «открытого неба». В рамках этого режима уже увеличено количество рейсов турецких авиакомпаний, начинаются полеты иранской Mahan Air, ведутся переговоры с рядом других стран. Надеемся, что удастся добиться решения правительства России о введении безвизового въезда в Сочи на 72 часа. Международный опыт показывает, что в странах, где принят безвизовый въезд, поток иностранных туристов вырастает на 40%.

К тому же, иностранные туристы готовы массово ехать в Сочи и в ноябре, и в апреле («несезон» для россиян), что, конечно же, выгодно всей сочинской индустрии гостеприимства. При этом снижение курса рубля даже нам на руку – в иностранной валюте проживание и сервис в Сочи сейчас стали в разы более доступными, чем, скажем, прошлым летом.

«Имеретинский» работает не только как гостиничный и апарткомплекс, но и реализует курортную недвижимость. Компания "Базовый Элемент" ранее (в марте 2014г.) заявляла о планах распродать все олимпийское жилье за 3-4 года (тогда речь шла о 2700 апартаментах, которые входили в состав основной Олимпийской деревни). Не изменил ли кризис эти планы?

Продажи идут по утвержденному ранее графику. Более того, в начале года мы зафиксировали значительное повышение спроса на недвижимость. На наш взгляд, это связано как с общей экономической ситуацией - ведь наши цены в рублях остались такими же, какими были до кризиса, - так и с развитием инфраструктуры курортного района: люди понимают, что не просто покупают недвижимость у моря, а получают целый комплекс услуг и высококлассного сервиса.

Свою роль здесь играет и потребительское поведение – вспомните, как в конце прошлого года на волне резкого падения рубля люди скупали дорогие автомобили, квартиры, бытовую технику и т.п. Вполне возможно, что на рост спроса на наши апартаменты также повлияла складывающаяся ситуация в экономике – вероятно, многие приобретают апартаменты как инвестиционные, чтобы после изменения ситуации, с ростом цен, выгодно их продать. Но для большинства – это второе жилье, где могут постоянно проживать пожилые родители или молодые семьи с детьми.

А какова ценовая политика (стоимость 1 кв. м)? Кто покупает: русские или иностранцы?

Недвижимость в «Имеретинском» стоит в среднем 130 – 135 тыс. рублей за квадратный метр, т.е. прайс на апартаменты комфорт-класса начинается с 3,5 млн рублей, премиум-класса - от 6,1 млн. Напомню, речь идет об апартаментах, которые по качеству жилья соответствуют европейскому классу «А». Покупателями, в основном, являются наши соотечественники – преимущественно из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, северных, уральских и сибирских городов. В определенном смысле, квартира в Сочи сейчас ближе, чем дача в Подмосковье. Практически из любого города европейской части России сюда можно долететь за 2-3 часа, и многие люди предпочитают за это время оказаться у моря, а не стоять в «пробке» на МКАДе.

У вашей компании были также планы по открытию санатория. На какой стадии они сейчас? Какой профиль будет у санатория? Для чего он нужен? Чтобы обеспечить загрузку в межсезонье?

Санаторий - еще одно направление диверсификации услуг и предложений. Мы уже получили все необходимые разрешения и лицензии, набран персонал и специалисты, разработаны медицинские программы, предусмотрены и оздоровительные туры выходного дня. Санаторий будет специализироваться на профилактике, диагностике и лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы, периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

15 июля прошлого года «Базовый Элемент» запустил первую очередь яхтенной марины на территории грузового порта Имеретинский в Сочи. На какой стадии находится проект сейчас? Какая активность по нему запланирована на этот год?

Действительно, в прошлом году мы запустили первую очередь яхтенной марины на 42 стояночных места. Напомню, что Имеретинский порт был построен «Базовым Элементом» в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 как грузовой. Перепрофилирование в яхтенную марину было изначально заложено в проект. Марина включает в себя три причала и акваторию порта протяженностью 1,2 километра. Будут также оборудованы причалы для стоянки больших судов.

Сегодня главный источник дохода порта - это сдача в аренду стояночных мест и оказание сервисных услуг. В 2014 году в порту ежемесячно стояли 28–30 яхт. Но прошлый год непоказателен, поскольку до сентября действовал пропускной режим в марину: это останавливало большинство клиентов. В этом году у нас полная загрузка всех 42 мест, плюс будем использовать причалы для размещения дополнительных судов.

Еще одно направление развития порта - корпоративные регаты и активный отдых на воде в целом. Сейчас мы ждем 10 лодок G26, которые в Сочи привозит известная московская яхтенная компания, основанная Екатериной Скудиной, чемпионкой мира по яхтенному спорту. Мы планируем разработать совместную компанию по популяризации яхтинга в Сочи. Тем более, что такой опыт у нас уже есть: в сентябре прошлого года состоялась первая яхтенная регата Imeretinsky Cup, которую мы планируем сделать ежегодной и проводить во время Международного инвестиционного форума в сентябре. В мае, совместно с еще одним крупным яхтенным оператором, Nautiсa, мы планируем провести для резидентов и гостей курортного района большой тест-драйв яхт.

Можно ли уже оценивать эффективность данного проекта? Насколько высок спрос на услуги марины? Ранее общая сумма инвестиций в перепрофилирование грузового порта озвучивалась на уровне от 50 млн до 100 млн евро. Не изменил ли кризис эти цифры?

Проект себя окупает, а его эффективность мы оцениваем как одну из составляющих успеха «Имеретинского» в целом.

Мы видим, что спрос растет, поэтому в летний сезон марина готовится к приему дополнительных яхт. Еще пять причалов предстоит оборудовать для стоянки больших судов, которые обычно приходят во время крупных событий, таких как «Формула 1».

50–100 млн евро - это оценка вложений в проект марины на 430 стояночных мест, но так как мы развиваемся поэтапно, инвестиции в переоборудование существенно ниже, что позволяет марине с одной стороны развиваться, а с другой, оставаться прибыльным проектом.

В "Базовом Элементе" поясняли, что перепрофилирование порта в марину поможет компании расплатиться с "Внешэкономбанком" по "олимпийским долгам"...

Это то, о чем мы говорили раньше: марина как часть курортного района вносит свой вклад в процесс погашения кредитов ВЭБ, которые шли на строительство объектов основной Олимпийской деревни и грузового порта.

Генеральный директор компании-оператора яхтенного порта "Имеретинский" Максим Кондратенко в ходе Первого Международного туристского форума в Сочи заявлял о необходимости подготовки пакета предложений о государственной поддержке в сфере морских пассажирских перевозок. Были ли такие предложения озвучены? Есть ли по ним отзывы?

В ноябре 2014 года, во время Первого Международного туристического форума в Сочи мы действительно говорили о том, что без поддержки государства, развитие морских пассажирских перевозок в России крайне затруднительно. В силу объективных причин, без льгот, субсидий и частичных изменений в законодательстве, частный бизнес самостоятельно не потянет организацию качественных морских перевозок, будь то прогулочные маршруты или, тем более, паромное сообщение.

Мы, как одна из сторон этого процесса, приняли участие в формировании пакета предложений о господдержке в сфере морских пассажирских перевозок и передали его на рассмотрение всем заинтересованным сторонам - в том числе, представителям исполнительной и законодательной властей. Мы понимаем, что проработка столь серьезного вопроса - это длительный процесс, требующий глубокого анализа и множества согласований, но первый шаг – попытку привлечь внимание к проблеме - мы сделали.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Краснодар
Воронежский губернатор предупредил об опасности атаки дронов Политика, 02:42
Усик победил Фьюри в бою за титул абсолютного чемпиона мира Спорт, 02:40
NYT описала последствия встречи Си Цзиньпина с Путиным для Запада Политика, 02:37
Правящая партия Грузии раскритиковала угрозы из-за закона об иноагентах Политика, 02:35
Развожаев сообщил об отсутствии повреждений гражданской инфраструктуры Политика, 02:04
В здании горящего петербургского цеха частично обрушилась крыша Общество, 01:45
NYT связала провал обороны в Харьковской области со скудностью укреплений Политика, 01:37
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Развожаев предупредил севастопольцев об упавших суббоеприпасах Политика, 01:28
Шор призвал молдаван голосовать против евроинтеграции Политика, 01:18
США заявили о ракетном ударе хуситов по танкеру в Красном море Политика, 00:41
Развожаев сообщил, что ПВО отбивает ракетную атаку на Севастополь Политика, 00:22
СК оценит предъявление обвинений на Украине главам ФСБ и Росгвардии Политика, 00:10
Премьер Эстонии рассказала, что мешает поддержке Украины Политика, 00:03
Смена главы Минобороны и названия Superjet: интервью главы «Ростеха» Политика, 00:00