Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Цены вверх, спрос вниз: чем грозит пивоварам Кубани введение маркировки

Пивовары Юга считают введение маркировки для слабоалкогольных напитков избыточной мерой контроля, которая будет дублировать ЕГАИС. Нововведение также приведет к росту цен, падению рынка и сделает пиво менее доступным
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Министерство финансов РФ подготовило поправки к 171-ФЗ (о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции). Законопроект в случае принятия сделает обязательной маркировку пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. По данным «Коммерсанта», нормы могут заработать уже с 1 января 2019 года.

Помимо этого, законопроект предлагает обязательное введение лицензий или создание реестра производителей, без которых пивоварам не будут даваться марки. Пока маркировка является обязательной только для крепкого алкоголя и вина.

Необходимость маркировки власти объясняют нарушениями в обороте пивоваренной продукции, которые выявило Росалкогольрегулирование.

Внедрение маркировки негативно отразится на положении производителей, ведущих и так низкодоходный бизнес, прокомментировал РБК Краснодар председатель Союза пивоваров Кубани и совладелец компании «Очаково» Вячеслав Меркулов

«Нужно будет приобретать дополнительное оборудование, что приведет к увеличению себестоимости и снижению маржинальности продукции», — пояснил он.

По словам председателя профильной организации, маржинальность производства пива сильно различается в зависимости от типа продукции. В частности, рентабельность выпуска эконом-сегмента стремится к нулю.

«Все работают на нижней границе, очень большое количество ретейлеров просит постоянно проводить различные мероприятия, акции, предоставлять скидки. Поэтому доходность по некоторым позициям даже минусовая, производители несут убытки. В премиальных сегментах, где малые объемы производства, прибыль есть. Но обороты не те, чтобы содержать крупные предприятия», — считает Меркулов.

Как отметил заместитель гендиректора ООО «Кеат» Александр Максимов, пока сложно сказать, во сколько заводам обойдется установка оборудования для маркировки, но это точно приведет к росту цен на продукцию.

«Пиво, сидр, пуаре — это доступные виды напитков в сравнении с крепким алкоголем, в стоимость которого уже заложены расходы на маркировку и акцизы. Маркировка или лицензирование поднимут цены для конечного потребителя и сделают товар менее доступным. В итоге такое нововведение приведет к дальнейшему снижению потребления этого продукта», — считает он.

Пока не ясно, как проводить маркировку продукции, которая продается в кегах, отмечает Максимов. По его словам, это технически невозможно.

О технической невозможности маркировать пиво так же, как и крепкий алкоголь, рассказывал «Коммерсанту» и председатель правления Объединения участников пивобезалкогольного рынка (ОУПР) Игорь Хавский. С одной стороны, крупным компаниям придется втрое уменьшить скорость работы линий. С другой — в пивоварении возможен выпуск влажных бутылок, на которые будет сложно размещать марки.

Участники рынка предлагают свои альтернативы — например, нанесение QR-кодов.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

 Избыточный контроль и стагнация

Увеличение нагрузки на производителя в виде обязательной маркировки может увести рынок в тень, считает владелец и гендиректор ООО «Динской пивоваренный завод» Дмитрий Грец.

«Это будет уже избыточный контроль, власти продублируют ту систему надзора, которая уже существует. В пиве не бывает фальсификата, это не крепкий алкоголь. С другой стороны, уже выстроена цепочка отслеживания производства продукции. Первый этап — счетчик выпуска продукции на предприятии. Второй этап — отчет посредников. И третий — онлайн-кассы, которые устанавливает розница. Т.е. контролирующие органы уже замкнули всю цепочку, осталось только ее отрегулировать и завершить процесс», — отмечает он.

В пресс-службе пивоваренной компании «Балтика» (имеет филиал в Ростовской области — «Пивзавод «Южная Заря 1974») рассказали, что участники рынка поддерживают инициативу о создании Реестра производителей пива, который предлагается в качестве альтернативы лицензированию, а введение маркировки считают излишним. 

«Правительство считает нецелесообразным введение дублирующих друг друга информационных систем. Однако для пивоваренной отрасли введение маркировки — инструмент, по сути, дублирующий функции действующей Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), крайне затратный и нецелесообразный. Это потребует значительных инвестиций и расходов на закупку оборудования, собственно марок, программного обеспечения, изменения бизнес-операций и интеграцию информационных систем, приведет к замедлению скорости производственных линий и снижению эффективности производства, росту себестоимости и существенному удорожанию продукции на полке», — прокомментировали РБК Краснодар в компании.

По оценкам представителей «Балтики», установка дополнительного оборудования и добавка новых операций приведет к снижению скорости работы. Падение объемов производства может составить до 10%.

«При худшем сценарии введение маркировки может потребовать полной замены линий розлива и, соответственно, значительных инвестиций в производство. Снижение скорости и мощности оборудования на «Пивзаводе «Южная Заря 1974» из-за нанесения марок на каждую единицу упаковки приведет к сокращению объемов пива, и, как следствие, к еще большему сокращению рынка пива и смежных отраслей, уменьшению налоговых поступлений в бюджет области», — считают в пресс-службе компании.

Рынок и так стагнирует на протяжении последних двух лет, рассказывает топ-менеджер «Кеата». За это время были внедрены система ЕГАИС и онлайн-кассы, повышались акцизы — все это увеличивало нагрузку на бизнес, повышало расходы и ухудшало ситуацию в отрасли.

Последние годы на пивном рынке идет ценовая война, которая продолжается, несмотря на все действия регуляторов, отмечает Вячеслав Меркулов. По его словам, ситуацию ухудшили небольшие пивоварни, выпускающие продукцию для своего ресторана и для продажи на розлив. Их доля, по оценкам эксперта, уже достигает 15%.

«Как они будут маркировать свою продукцию? Как мы сможем с ними конкурировать? Здесь регуляторам требуется четко определить правила игры и установить точки контроля как для крупных заводов, так и маленьких производителей, возможно, утвердить минимальные цены на продукцию. Иначе получается, что мы находимся в заведомо экономически невыгодных условиях. Я не понимаю, почему крупные пивоварни, которые и так работают в правовом поле и платят налоги, постоянно проверяются, находятся под таким пристальным вниманием», — отмечает председатель союза.

Пиво — самый популярный алкогольный напиток на юге России. В Краснодарском крае по итогам 2017 года на него пришлось почти 70% от общего объема продаж — 20 млн дал из 28,89 млн дал потребленного алкоголя.

Продажи в минувшем году выросли на 7,2% при общем росте реализации спиртного в регионе на 7,1%, свидетельствовали данные департамента потребительского рынка Кубани.

На втором месте идет тихое столовое вино с объемами продаж в 2 млн дал, его продажи выросли на 6,9%. В то же время, на 3,8% сократилось потребление игристых вин — до 733 тыс. дал.

Реализация водки на Кубани в 2017 году выросла на 14,7% до 1,75 млн дал, коньяков — на 8,7% до 398,5 тыс. дал, пива крепостью выше 8,9% — в 1,4 раза до 2 тыс. дал, фруктовых вин — в 3 раза до 295 тыс. дал, виски — на 58% до 133 тыс. дал.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Все новости Краснодар
В Сумах прогремели взрывы Политика, 23:12
Студенты трех донских вузов стали участниками Школы атомных коммуникаций Краснодар, 23:07 
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 22:48
Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции Политика, 22:39
МВД предложило дать следователям право приостанавливать денежные переводы Общество, 22:19
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Мирра Андреева проиграла украинке в 1/4 финала турнира WTA во Франции Спорт, 22:15
Мужчина поджег себя у здания суда, где шел процесс над Трампом Политика, 22:15
Орбан заявил об «одном шаге» до отправки на Украину войск Запада Политика, 22:07
Педиатру из Москвы ужесточили обвинение по делу о фейках про армию Общество, 21:51
Пошлину на ввоз пива из недружественных стран повысили в 2,5 раза Экономика, 21:47
Открылся 46-й Московский кинофестиваль. Фоторепортаж Life, 21:45
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников Политика, 21:42