Итоги-2019: как телеком-операторы завершили год на Кубани
В 2019 году телеком-операторы на территории Краснодарского края продолжали активно развивать инфраструктуру и увеличивать покрытие сетей четвертого поколения. В частности, «Вымпелком» расширил ее на 43%, сейчас доля базовых станций 4G на всей сети Билайн составляет 89%. В результате потребление 4G-трафика жителями края выросло в 2,5 раза, рассказали РБК Краснодар в пресс-службе компании.
Tele2 модернизировал более чем 300 объектов сетевой инфраструктуры, в результате покрытие LTE выросло в минувшем году до 91% и фактически сравнялось с покрытием голосовой связи в регионе. Также оператор развивал розничную сеть и за 2019 год открыл 14 центров обслуживания абонентов в Краснодаре, Темрюке, Анапе, Сочи и Апшеронске, Новороссийске и Геленджике.
«С точки зрения развития сетей в Краснодарском крае и Адыгее наши усилия были сосредоточены на цифровизации малых населенных пунктов. Мы в принципе имеем наиболее масштабную сеть 4G в регионе и сейчас сосредоточены на точечном покрытии районов. С начала 2019 года 4G обеспечено около 200 малочисленных хуторов, аулов, станиц», — отметил директор МТС на Юге Сергей Ласкавый.
По его словам, оператор улучшил скорость мобильного интернета в наиболее загруженных городах, в первую очередь, в Краснодаре — в кубанской столице уже половина сети оборудована базовыми станциями 4G, работающими сразу в нескольких частотных диапазонах, что позволяет получить скорости в 3-4 раза выше средних. Такую же работу ведут в Сочи, Анапе, Геленджике и Новороссийске.
«В уходящем году в Краснодарском крае прошла большая телеком-стройка МегаФона. Введено в эксплуатацию более 100 новых базовых станций и заменено оборудование на 500 существующих объектах связи без потери качества. Мобильный интернет МегаФона стал доступнее и удобнее для сотен тысяч жителей Анапы, Армавира, Горячего Ключа, Динской, Кущевской, Лабинска, Ленинградской, Ейска, Новороссийска, Отрадной, Северской, Тимашевска, Хадыженска, и других населённых пунктов края», — рассказал директор регионального отделения МегаФона по Краснодарскому краю и республике Адыгея Игорь Остатюк.
Интернет, фаблеты и b2b
«Главный тренд-связан с дальнейшим развитием цифровых экосистем телеком операторов, в рамках которой клиент получает не только базовый продукт, но большой набор дополнительных услуг (в т.ч., вне сферы телекома), которые доступны «в один клик». Это «привязывает» пользователя к операторскому бренду и напрямую влияет на основные бизнес-показатели (абонбазу, ARPU и, в конечном счете, выручку)», — считает региональный директор Южного региона ПАО «ВымпелКом» Александр Тепляков.
В Tele2 отмечают, что для оператора еще одним трендом этого года стал рост выручки от продажи неоператорских сервисов — в частности, билетов на самолеты и поезда, продажи гаджетов, подписки на видеосервисы, получения кредитных карт и так далее. Этот показатель только по итогам 10 месяцев 2019 года вырос в 2,5 раза с начала года.
Продолжили расти показатели интернет-трафика. Потребление мобильного интернета в сети Tele2 за 9 месяцев выросло в 2,9 раза, доля 4G-трафика превысила 65% в общем объеме, добавив 22 п. п. за год. В этом сыграл свою роль и рост продаж больших смартфонов.
«Постепенно стандартные телефоны заменяются фаблетами и большими смартфонами. По итогам января-сентября 2019 года фаблеты — смартфоны с диагональю экрана свыше 5,5 дюймов — продемонстрировали более чем двукратный рост в сети Tele2 на юге. За год доля устройств с большим экраном выросла на 23 п.п. и составила 43%. При этом доля смартфонов диагональю более 6 дюймов за год выросла до 12%, годом ранее таких устройств в сети Tele2 на юге был лишь 1%», — рассказали в Tele2.
Меняется не только розничный бизнес, но и b2b сегмент, отмечают в пресс-службе МТС. Так, стала меняться структура продаж корпоративных продуктов. Исторически голосовые сервисы и передача данных всегда были самыми востребованными услугами у бизнеса.
«В этом году наиболее популярными стали бизнес-решения, которые в продажах заняли долю в 60%. Здесь имеются в виду всевозможные сервисы на базе интернета вещей, облачных услуг, системной интеграции. Этому способствовал запуск самой большой в регионе сети NB-IoT и тот факт, что МТС окончательно закрепила за собой статус цифрового оператора, способного работать с комплексом телеком-услуг и технических решений», — подчеркивает Сергей Ласкавый.
По его словам, 2019 год продемонстрировал, что современные технологии могут кардинально трансформировать привычный ландшафт и влиять на города и регионы. В частности, это «умные проекты» и другие проекты в сфере ЖКХ, дорожного движения, контроля сфер жизнедеятельности.
«Для нашего региона в частности представляют особый интерес «умные технологии» в сельском хозяйстве. Так МТС вместе с несколькими агрофирмами пилотирует проект в области «умного животноводства». Чтобы управлять здоровьем молочных коров, мы надеваем на них ошейники либо ставим датчики на уши, и они измеряют температуру тела животного и другие важные параметры жизнедеятельности. Все это дает персоналу фермы информацию о том, что происходит с животным, в режиме онлайн», — резюмировал глава МТС на Кубани.
5G, эффективность продаж и сервисы
2020 год пройдет под знаком 5G, уверены телеком-операторы. Так, в середине декабря «ВымпелКом», МТС, «МегаФон» и «Ростелеком» подписали соглашение о намерениях создать СП для расчистки радиочастотного спектра 5G.
«Это поможет организовать совместную работу операторов по развитию сетей 5G, чтобы не допустить технологического отставания России, так как во многих странах сети 5G уже запущены в коммерческую эксплуатацию», — отметил Александр Тепляков.
Также в «ВымпелКоме» считают, что в следующем году усилия операторов будут концентрироваться на повышении эффективности продаж, в том числе, их цифровизации для снижения издержек.
«Еще одно важное направление — улучшение качества обслуживания клиентов во всех каналах коммуникации, с более широким использованием инновационных решений. Сегодня это критически важно для сохранения существующих и привлечения новых клиентов в условиях усиления конкуренции», — считает он.
МТС планирует в 2020 году продолжить развитие направления телемедицины, отметил Сергей Ласкавый. По данным оператора, Краснодар входит в топ-5 регионов по скачиванию приложения Смартмед.
«Планируем продолжить создание решений в сфере искусственного интеллекта, Big Data и интернета вещей. Еще одним трендом будет развитие экосистемы МТС и конвергентных продуктов и услуг. Наши клиенты все больше ценят, когда через «одно окно» в МТС они могут получить ряд услуг от привычной связи и мобильного интернета до подписки на музыку или фильмы», — рассказал он.
МегаФон также продолжает развивать сеть салонов продаж и обслуживания в рамках стратегии клиентоориентированности и единой экосистемы.
«В этом году мы открыли 2 салона, изменили концепцию и оформление 4 представительств МегаФон-Ритейл, сделав их более функциональными, практичными и современными. Развиваемся и в больших городах, и в малых населённых пунктах. Например, в этом году начали сотрудничество ещё с 3 новыми партнёрами в ранее не имевших отдельных пунктов продаж и обслуживания территориях — и открыли там 7 фирменных салонов», — поделился директор регионального отделения МегаФона по Краснодарскому краю и республике Адыгея Игорь Остатюк.
Кроме того, МегаФон в 2019 году в регионе поддерживал и федеральные направления партнёрств в самых разных сферах: от привилегий для наших абонентов-геймеров, до скидок на популярном сервисе знакомств.
«Буквально несколько дней назад мы стали партнёрами крупного игрока рынка бронирования путешествий Booking.com, подарив нашим абонентам новые возможности общения за рубежом без оплаты роуминга в 130 странах мира», — добавил Остатюк.
В Tele2 прогнозируют, что продолжится рост активного потребления услуг мобильного интернета. Диджитализация будет охватывать все больше сфер в том числе оказывать влияние на традиционно офлайн-сферы, к примеру, розничные магазины. А на фоне растущих возможностей скоростного интернета будет развиваться сегмент интернета вещей и решения дополненной и смешанной реальности (AR, VR, MR), которые могут быть использованы в различных сферах деятельности и производства.
«В 2020 году будет усиливаться тренд на развитие цифрового обслуживания. Уже сейчас каждый восьмой абонент контактного центра Tele2 предпочитает общаться онлайн. Со своей стороны, оператор развивает омниканальную модель сервисной поддержки абонентов. Общение с клиентами осуществляется в тех каналах связи, где им более удобно. Помимо привычного разговора по телефону, сотрудники принимают обращения через чат-бот, электронную почту, чат на сайте, популярный мессенджер Viber», — рассказали в компании.