МТС начнет запускать сеть 4G в малых городах Кубани
Сергей, давайте начнем с наиболее актуального вопроса — запуска сетей 4G на Кубани. В какой стадии решение этого вопроса?
МТС добилась сокращения срока моратория на строительство сетей LTE в Краснодарском крае. Несмотря на то, что есть попытки оспорить это решение, мы рассчитываем, что наше желание работать в условиях здоровой и честной конкуренции получит дальнейшую поддержку. Во всяком случае, уже сейчас мы ведем активную техническую подготовку к запуску 4G и полностью будем готовы запустить сеть в начале следующего года.
Вы считаете, что региональный рынок созрел для использования новой сети?
Да, конечно. Сегодня Краснодарский край по объемам потребления интернета и проникновения data-генерирующих устройств находится на уровне, близком к столичному. Столь высокий спрос на услуги передачи обусловил необходимость обеспечения наших абонентов высокотехнологичными интернет-сервисами. Надо понимать, что МТС обслуживает на Кубани наибольшую часть жителей. На наш взгляд, сложившаяся ситуация, когда большинство жителей края, не имеет возможности пользоваться современными услугами, ущемляет в первую очередь интересы населения всего региона.
То есть именно запуск 4G станет лейтмотивом развития компании в следующем году?
Вы абсолютно правы, мы строим сеть заранее, чтобы иметь возможность запустить сети и начать предоставлять абонентам сервисы, как только это станет возможно с точки зрения регуляторики. При этом важно отметить, что МТС не планирует сосредоточить свои усилия исключительно на крупных городах, где концентрация активных интернет-пользователей очень высока. Наши потребители живут и в малых населенных пунктах, где развитие скоростного интернета существенно отстает от города, но при этом 4G может стать для них тем самым «окном» во всемирную сеть, и зачастую это единственная возможность получить доступ в интернет. Если оперировать цифрами, то наша цель в 2015 году - обеспечить покрытие сетью 4G городов с населением от 10 тысяч человек. Это не менее тысячи базовых станций только «четвертого поколения». Естественно, мы рассчитываем, на высокий отклик наших потребителей, проживающих в районах.
А сколько примерно таких пунктов в Краснодарском крае?
У нас в планах порядка 160. На самом деле мы строим в населенных пунктах и с меньшим количеством населения. Наша методика планирования не имеет жесткой привязки к населению, скорее мы опираемся на анализ объема потребления услуг передачи данных. В следующем году мы планируем охватить 70% населения Кубани сетями 4G. При этом в зоне покрытия базовых сетей GSM у нас проживает 98% населения края, а 3G – 95%.
Имеется в виду строительство новой сети или развитие будет идти по технологии косайтинга?
В основном, конечно, это будет косайтинг (совместное размещение базовых станций на одном сайте – прим. РБК), но и новые площадки будем осваивать там, где это необходимо. 4G для нас – приоритетное направление работы и инвестирования. Второе направление — это развитие 3G. На всех сайтах 2G у нас есть косайты 3G, но мы будем и дальше увеличивать их количество, потому что потенциал технологии 3G еще не исчерпан. В сети «третьего поколения» трафик на Кубани растет в среднем в 3,5 раза в год, соответственно необходимо постоянное увеличение емкости сети.
Насколько для компании рентабельно покрытие труднодоступных, горных районов, которых в регионе достаточно, или здесь скорее имиджевая составляющая?
Несомненно приятно слышать отклики пользователей о том, что только по МТС они могли дозвониться, находясь в каком-то удаленном от центра районе. Дело в том, что мы хотим повысить уровень доступности мобильной связи для всех наших абонентов. Сеть становится более привлекательной для всех наших абонентов, так как они знают, что даже в самом отдаленном уголке края есть связь. Они в этом уверены, соответственно, они более лояльны к нам.
А вы проводите замеры лояльности, она растет?
Мы проводим опрос абонентов по технологии NPS (индекс определения приверженности потребителей товару или компании — прим. РБК). Лояльность стабильно находится на высоком уровне и, в целом, наши абоненты удовлетворены нашими услугами. У нас самые низкие показатели оттока абонентской базы среди всех операторов «большой тройки» при одновременном опережающем росте количества пользователей. Рост и голоса, и передачи данных показывает, что потребителю нравится пользоваться МТС, и он хочет получать больше.
Вы сказали, что по итогам 2014г. идет стабильный рост передачи трафика, а какие услуги еще растут?
В целом, доступность Интернета и услуг на его основе служат стимулом для роста самых различных data-сервисов: это и услуги мониторинга объектов, удаленной координации и управления бизнес-процессами, систем безопасности и видеоконтроля. Ежегодный прирост таких услуг составляет не менее 20%. Голос растет меньшими темпами, и это объяснимо: рынок уже достаточно насыщен. Такого бурного роста, как в сегменте передачи данных, у голоса нет. В среднем голосовые услуги в расчете на абонента вырастут в этом году примерно на 5%.
Голос все же уходит в сеть?
Да, есть приложения, которые передают голос в пакетах данных, но мы пока не видим, чтобы это отражалось на рынке традиционных голосовых услуг.
Если голос уже не приносит таких доходов, то вы зарабатываете за счет увеличения объемов трафика при удешевлении его стоимости?
Сейчас нельзя говорить о прямой зависимости снижения стоимости услуг передачи данных и маржинальности, потому что изменяется сама модель потребления интернета. Если три-четыре года назад раньше она была помегабайтная, то сейчас люди переходят на абонентскую плату за определённый объем. Мы формируем тарифную линейку, учитывая интересны абонентов и компании и так, чтобы клиентам было удобно и выгодно с точки зрения потребления.
Насколько активно вы инвестируете в фиксированный бизнес?
Основную часть планов по строительству фиксированных сетей связи в Краснодарском крае мы уже реализовали. Только в Краснодаре мы уже подключили порядка 160 тыс. домохозяйств. Сейчас более 80% нашей сети в Краснодаре работает по технологии FTTB (оптоволокно до дома), которая обеспечивает скорость доступа в Интернет до 100 Мбит/сек. Оставшаяся часть сети активно модернизируется. Также мы запустили сети фиксированной связи в Майкопе, Анапе, Новороссийске. Теперь наша задача – задействовать ресурсы сети по максимуму, стимулируя абонентов пользоваться сразу несколькими услугами: ШПД и ЦТВ. Если абонент при этом еще и пользуется мобильным интернетом МТС, то он получает экономическую выгоду, потому что предусмотрены скидки в рамках специальных программ и акций.
МТС называет себя социально-ответственной компанией. Какие дивиденды получает от этой деятельности бизнес компании?
В России все еще бытует ошибочное мнение, что участие бизнеса в благотворительных проектах мало влияет на повышение эффективности бизнеса. Но мы считаем, что даже в решении таких тонких и эмоциональных вопросов, как благотворительность и меценатство важен бизнес-подход. Социальные проекты напрямую влияют на репутацию компании, а репутационный капитал зачастую составляет до 30% от стоимости бренда. Так что, вкладываться в развитие репутации путем социальных проектов – не прихоть, а необходимость современного бизнеса. МТС несколько лет назад начала с простого отказа от сувенирной брендированной продукции в пользу благотворительной помощи. Оказалось, что это немалые деньги в бюджете компании, которые можно направить на куда более полезное дело. Этот проект выявил потребность на локальном рынке в существовании благотворительной программы, которая была бы и прозрачна для всех участников, и позволяла даже небольшим компаниям участвовать в социально полезных акциях, получая репутационные дивиденды наряду с крупными брендами. Мы создали программу "Подари добро!", которая помогает больным детям.
В рамках проекта мы сотрудничаем с авторитетными благотворительными фондами, вовлекаем за счет проактивных коммуникаций в проект деловых партнеров, наших абонентов, выступая при этом гарантом абсолютно прозрачной целевой благотворительной помощи. Только с начала года МТС на Юге России направила на лечение детей более 6 миллионов рублей. В этом году благотворительная программа МТС вышла на новый уровень: мы успешно запустили проект "Поколение Маугли", объединяющий в себе идею развития творческих способностей детей и сбор средств на лечение тяжелобольных детей. Могу сказать, что в эффективности таких инвестиций у нас нет сомнений.