Лента новостей
Все новости Краснодар
Латвия и Эстония решили взыскать с Москвы плату за «советскую оккупацию» 02:48, Политика Россия осудила манипуляции с надписью на памятнике маршалу Коневу в Праге 02:36, Политика Коэн под присягой заявил о совершении преступления по поручению Трампа 02:10, Политика Число погибших в массовом ДТП в Дагестане увеличилось до семи 01:45, Общество Землетрясение магнитудой 7,3 произошло у берегов Венесуэлы 01:09, Общество Присяжные признали Манафорта виновным по восьми пунктам обвинения 00:43, Политика В Москве госпитализировали пассажира сгоревшего после удара о столб такси 00:40, Общество В Госдепе обвинили Россию в неконструктивном поведении в Сирии 00:09, Политика Минпромторг заявил о готовности нивелировать эффект от новых санкций США 00:08, Политика ВЦИОМ подсчитал недовольных жилищными условиями россиян 00:01, Общество Лидер республиканцев назвал сроки введения новых санкций против России 21 авг, 23:31, Политика Бывший адвокат Трампа сдался ФБР и пошел на сделку со следствием 21 авг, 23:19, Политика Ценный континент: зачем Россия расширяет военное сотрудничество с Африкой 21 авг, 23:07, Политика Госдеп и Минфин США отчитались об эффективности антироссийских санкций 21 авг, 22:54, Экономика Судовладелец назвал причину задержания танкера «Механик Погодин» 21 авг, 22:48, Политика Ходорковский рассказал о потере «вкуса к бизнесу» после тюрьмы 21 авг, 22:33, Политика МИД объяснил санкции США принципом «чем хуже, тем лучше» 21 авг, 22:31, Политика CNBC узнал об упавшей в море российской ракете с ядерным двигателем 21 авг, 22:06, Политика «Витесс» Леонида Слуцкого арендовал футболиста «Реала» 21 авг, 21:56, Спорт В Дагестане шесть человек погибли в ДТП с участием трех машин 21 авг, 21:51, Общество Путин наградил орденом владельца санируемого банка «Уралсиб» 21 авг, 21:48, Общество «Эксмо» купит «Издательский дом Мещерякова» 21 авг, 21:46, Технологии и медиа В Киеве назвали число задержанных Россией в Азовском море судов 21 авг, 21:42, Политика Автор досье на Трампа выиграл дело против Фридмана, Авена и Хана 21 авг, 21:40, Общество Пространство для работы: три необычных офиса Москвы 21 авг, 21:34, Партнерский материал Би-би-си сообщила про арест американца из-за покупки бытовой химии 21 авг, 21:29, Общество «Уралкалий» проиграл конкурс на покупку команды «Формулы-1» Force India 21 авг, 21:26, Бизнес Представитель Якунина объяснил получение им рабочей визы в Германию 21 авг, 21:11, Общество
Эксперт: пока что в энергоэффективности тренд задает не бизнес, а государство
Краснодарский край, 28 ноя 2014, 11:43
0
Эксперт: пока что в энергоэффективности тренд задает не бизнес, а государство
Директор ГКУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" Лариса Гришина рассказала в интервью ИА «РБК-Кубань» о том, почему идеи энергоэффективности пока не получили широкого распространения среди бизнеса и населения, когда энергосберегающие технологии придут в ЖКХ и что помешало реализации проекта "Ейской ВЭС".
Лариса Гришина

Лариса Борисовна, что делается для повышения энергоэффективности в крае? И, в частности, может ли в этой сфере похвастаться каким-то успехами краевое ЖКХ?

Безусловно, мы активно движемся по пути повышения энергоэффективности, и не только благодаря господдержке, но и путем активного привлечения внебюджетных средств. Мы уже получаем предложения от компаний, которые готовы поставлять новое более эффективное оборудование в рассрочку до 3 лет, это уже немало. Да, надо понимать, что срок окупаемости любого нового оборудования в ЖКХ еще больше - до 10 лет. То есть обойтись в вопросе модернизации без господдержки нельзя, однако готовность компаний идти навстречу — не может не радовать.

А сколько в Краснодарском крае вкладывается в программы по энергосбережению?

Существует целый набор государственных программ, которые в той или иной степени направлены на реализацию энергосберегающих мероприятий. По госпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020г.", край получил относительно небольшие деньги - около 300 млн руб. Финансирование региона в рамках программы "Модернизация систем водоснабжения и водоотведения" измеряется миллиардами рублей. Также деньги в повышение энергоэффективности вкладываются через "Фонд содействия реформированию ЖКХ"- за несколько последних лет край уже получил более 8 млрд руб. Речь идет о технических мероприятиях в теплоэнергетике, о модернизации котельных, установку ИТП (индивидуальных тепловых пунктов) в домах и т. п.

Получила ли продолжение идея о передаче объектов теплового хозяйства в концессию частным инвесторам?

Наш край является первопроходцем в этом деле. Пока в стране нет прецедентов передачи объектов ТЭК в концессию. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими муниципалитетами, готовим пакеты документов. Сам механизм, позволяющий передать муниципальные котельные на модернизацию в частные руки, появился летом 2014г., когда был изменен 115 ФЗ. Но на данный момент все еще существуют юридические сложности, и главная из них - нет механизма, который бы позволял закреплять тарифы на необходимом инвестору уровне.

Ведь выгода инвестора в том, что он, модернизируя котельные и прочие объекты ТЭК, снижает издержки и себестоимость энергоресурсов, при этом не меняя тарифы. То есть за счет сэкономленной разницы инвестор и окупает свои вложения. Для того, чтобы такая схема работы стала возможной, соответствующие министерства края сейчас готовят ряд документов. Я думаю, уже к весне 2015г. мы сможем продемонстрировать первые результаты.

То есть проблема скорее юридическая? Или нехватка потенциальных инвесторов тоже есть?

Нет, желающих инвестировать в эту отрасль достаточно много. При этом, инвесторы готовы рассматривать механизмы как типового концессионного соглашения - капитальное строительство с последующей эксплуатацией объектов, так и просто инвестирования в форме капитальных вложений со сроком окупаемости 5-7 лет.

Если говорить об электроэнергетике, что произошло с проектом "Ейской ВЭС"? Он будет реализован?

"Ейская ВЭС" — проект, на который мы возлагали большие надежды, рассчитывали, что он станет точкой роста для развития возобновляемой энергетики в регионе. Но при реализации проекта возникли сложности. Все застопорилось после того, как правительство РФ выпустило постановление «о механизмах использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электроэнергии», предписывающее соблюдать определенный уровень локализации производства.

Чтобы проект функционировал, на территории края должны быть построены заводы, которые производят ветряки, лопасти для ВЭС и т.д. Однако емкость рынка недостаточна для открытия даже одного завода. Эти труднореализуемые требования остановили проект. Но возможно, в будущем что-то изменится и мы вернемся к нему. Нужно отметить, что в крае уже есть целая сеть частных маломощных ВЭС, это говорит о том, что рынок растет.

Продолжая разговор о возобновляемой энергетике, нельзя не отметить то, что у нас уже обыденными стали гелеоколлекторы, фотоэлементы. Это оборудование свободно продается, его установка относительно недорога, а окупаемость - 2-3 года. Люди самостоятельно приходят к тому, что подобные виды генерации энергии для них будут выгодны и удобны.

Например, в детском саду "Вишенка" в Анапе были установлены гелеоколлекторы, которые позволяют летом получать горячую воду с помощью энергии солнца. При этом объем инвестиций в проект составил 350 тыс. руб., а окупаемость – около 3 лет. Проект оказался очень успешным, и сейчас мы ведем работу с администрацией города Анапы для возможности установки в других детсадах солнечных коллекторов.

Что касается экономичного и экологически безопасного транспорта. Ранее была анонсирована программа развития в этой сфере, уже есть первые результаты?

Да, и опять таки тренд задает государство. В этом году было закуплено 150 мусороуборочных КАМАЗов на газомоторном топливе, в 2015г. будет приобретено еще 70 авто. Также идет процесс переговоров с "Газпромом" для создания сети заправок для таких машин. Пока их в крае всего 6 и этого конечно недостаточно. Похожая ситуация сложилась и с электротранспортом. Первое,что не необходимо сделать- создать инфраструктуру для подзарядки электромобилей, сейчас мы ведем переговоры с "Россетями" об установке нескольктх зарядных станций. Уже сейчас на побережье немало электрокаров - это и такси, и мусороуборочные машины, и машины доставки еды. У региона есть большой потенциал для развития экологически безопасного и экономного транспорта.

Чувствуете ли вы при этом сопротивление идеям энергосбережения со стороны населения?

Пока еще люди думают: "Энергосбережение - не мое дело", считая, что выключать свет за собой - это максимум, что можно сделать для сбережения энергии. Однако уже стали появляться те, кто отдает батарейки на переработку, ставит приборы учета, покупает бытовую технику энергопотребления класса А+, беспокоится о теплоизоляции помещений, ставит газовое оборудование в свои авто, то есть появляются эффективные потребители. Я думаю, со временем этот тренд будет усиливаться.

Энергосбережение тесно связано с идеями бережного отношения к экологии. Расскажите, когда в Краснодаре появятся мусорные контейнеры для разных типов мусора? Этот проект давно анонсируется, но пока мы не видим реализации.

Реализация этого проекта занимаемся не мы, но могу сказать, что проект будет воплощен в жизнь. Это большая сложная задача, требующая большого количества различных инициатив и мер. Сложность заключается опять же в том, что все делается впервые, на пути реализации возникает множество различных сложностей. Мы обязательно увидим мусорные контейнеры для различных видов мусора. Это перспектива ближайших 2-3 лет.

Другой вопрос - готово ли к этому население? Успешность подобных мероприятий зависит от сознательности граждан, готовности предпринимать конкретные действия и меры, руководствуясь бережным отношением к окружающему миру.