Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Рынок концессии на Кубани: бюрократическая волокита и нехватка проектов

В Краснодарском крае институт государственно-частного партнерства только начинает развиваться. По мнению экспертов, потенциал у этого формата реализации масштабных проектов есть, однако используется он не до конца
Фото: aif.ru
Фото: aif.ru

Перспективы есть

Емкость рынка ГЧП в Краснодарском крае составляет примерно 2-3% от валового регионального продукта Кубани, считают в Сбербанке.

«Часть потребностей края в строительстве объектов инфраструктуры покрывается бюджетом, а оставшийся дефицит соответствует доле в несколько процентов. И тут речь идет не о мега-проектах, которые реализуются с участием федеральной поддержки, а о тех задачах, которые нужно решать на уровне региона», – рассказал РБК Юг исполнительный директор управления инфраструктурного финансирования Центрального аппарата ПАО Сбербанк Виктор Афонин.

По мнению  Афонина, основная проблема состоит в отсутствии готовых разработанных проектов, которые соответствовали бы установленным требованиям. При этом региональным властям сложно выделить средства на подготовку всей документации.

«Реализация проектов ГЧП на федеральном и региональном уровнях сильно различаются. Как правило, муниципалитетам требуется финансирование в размере 200-500 млн рублей», – отметил исполнительный директор Сбербанка.

Проблем – не меньше

Одна из проблем, тормозящих развитие рынка ГЧП на местном уровне, заключается в отсутствии у местных властей отработанных механизмов реализации проектов, считает генеральный директор консалтинговой группы «ЮИКЦ» Владислав Варшавский.

«В органах исполнительной власти на местном уровне практически отсутствует понимание того, как этот механизм будет реализован. Нет практики применения и базовых компетенций у сотрудников, ответственных за исполнение. Бизнесу чаще всего не предлагаются варианты на нормальных условиях, которые бы его устроили: шаблонные решения, проекты, которые заведомо не интересны предпринимателям. Проекты должны быть интересны бизнесу, а пока что игра идет почти только в одни ворота. На местах отдельные недееспособные чиновники не способны принимать решения и ждут указаний сверху, хотя зачастую вопросы входят в их компетенцию», – пояснил он.

По словам Варшавского, для инвесторов могут быть интересны многие сферы, включая строительство автодорог, создание инженерных коммуникаций и даже детские сады и школы.
«Существует большое количество частных заведений, которые эффективно работают. Тут, как правило, все упирается в механизм реализации проектов, различного рода нюансы и ограничения, которые накладываются государством», – подчеркнул эксперт.

В качестве примера удачных проектов Варшавский привел муниципальные платные парковки в Краснодаре, которые тоже можно считать государственно-частным партнерством.

«В Краснодаре мы видим, что компания-оператор платных парковок заинтересована в проекте. А в других случаях зачастую бизнесу вместо интересных вариантов предлагают заведомо невыгодные проекты, стараются переложить на инвесторов наименее интересные активы. Если говорить в целом о рынке ГЧП, то он призван либо избавить государство от ненужных и непрофильных активов, либо, наоборот, привлечь власти в какие-то интересные проекты», – считает Варшавский.

По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, есть прямая зависимость между масштабом проекта и привлекательностью его для бизнеса на местном уровне . 

«В российских регионах – в отличие от центра – хорошо работает следующий подход: чем меньше проект, тем ниже возможность привлечь в него инвесторов. Банки оценят риски такого проекта как значительные, поскольку в этой формуле будет много неизвестных, а это в итоге скажется на ставке кредитования в большую сторону. Муниципалитеты в условиях ограниченных финансовых возможностей в ряде случаев отказываются от участия и поддержки даже тех проектов, где прибыль и устойчивость очевидны, объясняя это тем, что не то сейчас время на периферии, чтобы рисковать деньгами. Вот и получается, что бизнес старается плотнее работать напрямую с государством», – полагает она. 

Бодрова также считает, что особенностью ГЧП уже стали множество  бюрократических проволочек и временные задержки. «Но если соглашение достигнуто, то бизнес может начинать работать в полную силу. К сожалению, такова реальность, и только крупный инвестор в виде государства или его представителей дает стопроцентную гарантию проекту», – подчеркнула эксперт. 

От больших проектов к небольшим концессиям

Власти Краснодарского края неоднократно озвучивали проекты, для реализации которых планируется привлечь инвесторов. Как, правило, речь шла о многомиллиардных стройках. В частности, бизнес собирались привлечь для создания Западного обхода Краснодара, стоимость которого оценивается в 26,5 млрд руб., или платного тоннеля через Шаумянский перевал (4,5 млрд рублей). 

Также планировалось привлечь частных инвесторов для строительства 
7 межмуниципальных полигонов твердых бытовых отходов. Вложения в проекты оценивались в 1,336 млрд руб. Однако реальные попытки инвестирования в сбор и утилизацию отходов на Кубани пока демонстрируют отрицательный результат.

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев осенью 2016г. отмечал, что в регионе требуется активнее применять механизмы государственно-частного партнерства, а именно – концессий. 

Концессия представляет собой форму государственно-частного партнерства, при которой концессионер (инвестор) за свой счет обязуется создать или реконструировать объекты недвижимого имущества. При этом он получает право на срок, определенный соглашением, владеть этим имуществом и получать доход от его использования.

По мнению Кондратьева, эту форму возможно использовать в отношении ветхих, требующих реконструкции или ремонта объектов, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.

«Продать или приватизировать их сложно. Бюджетных ресурсов на ремонт часто не хватает, но и ликвидировать такие объекты нерационально – с ними нужно работать, и бизнес готов за это взяться», – пояснял губернатор.

Ранее механизм концессии предлагался для решения проблемы с реконструкцией кинотеатра «Аврора» в Краснодаре. Работы на объекте прекратились вместе с финансированием программы «Краснодару – столичный облик». 

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Краснодар
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и шести сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
В Верховной раде предупредили о риске военных остаться без зарплатПолитика, 00:41
В Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ОнлайнСпорт, 00:33
Огонь Олимпийских игр зажгли на церемонии открытия в ПарижеСпорт, 00:31