Новый виток ограничений: влияние QR-кодов на бизнес Краснодарского края
С 22 ноября на территории Краснодарского края расширили список заведений, для посещения которых потребуется QR-код о вакцинации, перенесенном заболевании или справка о медотводе.
До 18 января без соответствующих документов недоступно посещение предприятий сферы бытовых услуг, фитнес-центров, спортзалов, бассейнов, объектов розничной торговли кроме аптек и магазинов с товарами первой необходимости. Также ограничения действуют при организации деловых и конгрессно-выставочных мероприятий.
Меры приняли на фоне обострения пандемии COVID-19 в регионе — ситуация усугубилась в период нерабочих дней (с 30 октября по 7 ноября), которые должны были помешать дальнейшему распространению болезни.
В этот период курорты Краснодарского края приняли увеличенный туристический поток, что привело к росту показателей заболеваемости. Количество случаев инфицирования COVID-19 в сутки увеличилось с 300 (4 ноября) до 900 (19 ноября) человек, а антирекорды обновлялись более 10 дней подряд.
Влияние на бизнес
По мнению представителя ассоциации операторов фитнес-индустрии Марины Мандзюк, ограничения в виде QR-кодов проблематичны из-за специфики сферы. Сейчас разрабатывается регламент работы с посетителями — отлаживается процесс фиксации QR-кодов и соответствующих документов.
На начальном этапе ограничений прогнозируется спад спроса на фитнес-услуги до 70-90%, однако постепенно эти показатели будут стабилизироваться. Наибольшая проблема заключается в специфике бизнеса — клиенты покупают абонементы на длительный срок, вследствие чего из-за введенных ограничений могут быть оформлены заявления на возврат. Учитывается опыт других регионов — планируется либо приостановить действие клубных карт для клиентов без QR-кода, либо добавить пропущенные дни на баланс.
«Проблема в том, что мы так и не восстановились до докризисного периода, до показателей 2019 года. Ноябрь, декабрь — это высокий сезон фитнеса, когда люди возвращаются к тренировкам, поэтому любые ограничительные меры в этот период отдаляют восстановление сферы. Мы будем обращаться за мерами поддержки, возможно, это будет мораторий на возврат, возможно — субсидии на коммунальные услуги», — отметила Марина Мандзюк.
Существует вероятность, что маленькие, одиночные проекты без финансовой подушки не смогут пережить новый виток ограничительных мер. Этой же позиции придерживается и представитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Диана Привалова.
По ее мнению, в лучшем положении находятся те салоны красоты, у которых есть право собственности на помещение. В наиболее затруднительной ситуации — арендаторы. Представитель Ассоциации считает, что объединение специалистов — один из лучших вариантов решения проблемы. Концентрация профессионалов района в одной точке позволит увеличить клиентооборот, параллельно снизив затраты на налоги, аренду и коммунальные платежи.
«Коронавирусные ограничения — это наша реальность, с которой приходится жить. В начале ноября обороты сильно упали. Клиентов в некоторые дни в салонах не было совсем. Выручки упали на 100% — это краткосрочный провал. В общем объеме потери в индустрии красоты достаточно велики. По данным Ассоциации сейчас закрываются от 20 до 30% салонов. Однако нам дали возможность работать — это важно. Многие специалисты уходят в тень. Страшны не QR-коды и вакцинация, а теневой бизнес — специалисты не платят налоги, не соблюдают требования Роспотребнадзора по коронавирусным ограничениям», — подчеркнула Диана Привалова.
Руководитель PR-отдела сети кинотеатров «Монитор» Андрей Попов отмечает, что с 25 октября компания также испытывает сравнительное снижение посещаемости кинозалов. Однако опыт коллег из других регионов и готовность персонала к введению ограничений позволили не допустить технических ошибок.
Наиболее встречаемой проблемой стали неосведомленность клиентов — на начальных этапах часто звучали вопросы о возможности посещения кинозалов с отрицательными ПЦР-тестами или без 2 компонента вакцины.
«В Краснодарском крае очень много ограничений по сравнению с соседними регионами — у нас по закону максимальная заполняемость зала — 50%. Если брать республику Адыгею — там 100%. Действует социальная дистанция — если 2 человека купили билеты, то вокруг них мы блокируем все места. Блокируется 12 мест. Получается, что из-за социальной дистанции максимальная заполняемость зала не 50%, а в районе 36-37%», — сообщает Андрей Попов.
По его словам, сейчас QR-код требуется не только в театрах и кинозалах, но и в кафе, торговых центрах, заведениях общественного питания — клиенты привыкают к необходимости предоставить 1 из 3 документов. Это становится формальностью, занимающей 5-10 секунд.
Также Попов добавил, что все посетители кинотеатров сети «Монитор» сидят в масках, а в перерывах между сеансами в залах проводится ряд профилактических мероприятий — проветривание, дезинфицирование. Диапазон перерывов не менее получаса — согласно требованиям Роспотребнадзора, которые действуют с декабря 2020 года. На их фоне новый этап ограничительных мер на Кубани не принесет непредвиденных трудностей для кинотеатров.
Как сообщал РБК Краснодар, первый опыт с QR-кодами на Кубани произошел с 25 октября, когда систему ввели для посещения кафе и ресторанов в курортных городах. Тогда одной из ключевых проблем для бизнеса было непонимание работы системы QR-кодов.
«В постановлении губернатора никаких уточнений о том, как проверять подлинность документов, нет. Призвать гостей к соблюдению СанПина очень сложно, и мы сталкиваемся с этим в течение всех месяцев коронавирусных ограничений. Мы понимаем, что ситуация с QR-кодами вряд ли отменится. Бизнес в очередной раз пострадает, безусловно. Все затягивают пояса, готовятся, ничего хорошего не ждем. Придется как-то приспосабливаться к этим условиям», — комментировала президент Ассоциации рестораторов и отельеров города Сочи, владелицы ресторанного холдинга A.Family Group Анна Нетягина.
Тогда же с ощутимыми ограничениями столкнулись представители сферы ресторанного бизнеса, театральных искусств, концертной индустрии и гостиничных услуг.