Больше энергии Крыму: условия строительства ТЭС в Тамани вновь изменены
Министерство энергетики РФ изменило условия конкурса по строительству новой ТЭС на Таманском полуострове в Краснодарском крае.
Мощность станции должна составить 465 мегаватт, чтобы закрыть энергодефицит на юго-западе Кубани в летний период 2021 года. Поставлять электроэнергию на рынок станция должна с 1 декабря 2020 года. Отбор инвесторов на проект состоится в 2018 году, а нештрафуемая отсрочка ввода станции составит 12 месяцев, пишет «Коммерсантъ».
В документах к конкурсу по строительству ТЭС также отмечается, что требования по локализации не распространяются на мощность 305 мегаватт, а для оставшихся 160 мегаватт обязательна поставка российского оборудования — котла, паровой и газовой турбин, газопоршневого двигателя и генератора.
Минимальная мощность газотурбинной установки должна составить 25 мегаватт. По данным издания, это подтверждает информацию о разделении конкурса на две части. Предполагается, что отвечать за поставку российского оборудования будет Объединенная двигателестроительная компания, подконтрольная госкорпорации «Ростех». При этом в ОДК подтверждают интерес к поставке оборудования для строительства ТЭС на Тамани .
Вероятным претендентом на локализованную часть контракта считается другая структура «Ростеха» — «Технопромэкспорт», строящий сейчас две станции в Крыму (в целом 940 Мегаватт).
Как сообщал РБК Юг, компания сохраняет свой интерес по участию в проекте, несмотря на скандал с поставкой турбин. Окончательное решение компания собиралась принять после публикации официальных условий конкурса.
Планируется, что общий переток мощности с материковой части РФ в Крым, в том числе через Таманскую ТЭС, в 2021 году составит около 580 мегаватт, в 2022 году — 600 мегаватт, в 2023 году — 630 мегаватт. Однако мощности Таманской ТЭС в перспективе может не хватить для закрытия дефицита в Краснодарском крае, поэтому по мнению «Системного оператора» (диспетчер энергосистемы) мощность ТЭС необходимо будет увеличивать до 570 мегаватт в 2023 году.
История проекта
Проект строительства ТЭС энергодефицитном районе Кубани в самом обсуждается еще с 2015г. Необходимость ее строительства обусловлена напряженным состоянием энергосистемы Юга России. По планам, Таманская ТЭС должна заработать в 2020г.
В ходе первого конкурса на строительство Таманской ТЭС не поступило ни одной заявки. Минэнерго не оставляло попыток провести тендер, но его параметры долго согласовывались другими регуляторами и сроки неоднократно переносились.
В итоге правительственная комиссия по электроэнергетике одобрила проведение нового конкурса, который планируется провести до конца 2017г.
Другой проблемой при строительстве ТЭС в Тамани является приобретение турбин. Для реализации этого проекта «Технопромэкспорт» закупил у Siemens четыре турбины, вокруг которых разгорелся скандал в июле 2017 году.
После нескольких несостоявшихся тендеров на строительство объекта, компания выставила турбины на продажу, однако после того, как сорвалась сделка по передаче двух турбин в Грозный для строительства ТЭС, «Технопромэкспорт» вывез их в Крым, где строит две электростанции — в Симферополе и Севастополе. Siemens объявил это нарушением договора и приостановил сотрудничество с контролируемыми государством российскими энергокомпаниями, а также подал на них в суд.
20 октября 2017 года Арбитражный суд Москвы отложил слушания по иску российской дочерней компании Siemens, «Сименс техологии газовых турбин» (СТГТ), к «дочкам» «Ростеха» — ОАО «Технопромэкспорт» и ООО «Технопромэкспорт» — по делу о поставках газовых турбин в Крым.
Кроме того, в начале октября правительство РФ снизило верхний предел ценовой заявки для строительства ТЭС в Тамани на 20%, до 1,7 млн руб. за 1 МВт в месяц.
Строить станцию предлагается по механизму конкурентного отбора мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГ). Новый механизм отбора инвесторов призван заменить договоры на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счет повышенного платежа потребителей) для строительства новой генерации в дефицитных точках энергосистемы.
В ходе отбора для потенциальных инвесторов устанавливается верхний потолок цены (price cap). В начале июня 2017 года по предложению Минэнерго правительство утвердило его размер на уровне 2,115 млн руб. за 1 МВт в месяц.