Росжелдор обвинили в неэффективной трате денег на ж/д обход Краснодара
Счетная палата России предъявила претензии Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) и ОАО «РЖД» в связи с неэффективной тратой бюджетных средств на строительство железнодорожного обхода Краснодара.
Одним из поводов стало то, что при планировании бюджетных ассигнований на осуществление взносов в уставный капитал Росжелдором не проводится должный анализ возможности использования бюджетных средств, а также темпов их фактического освоения, что приводит к формированию значительных остатков на конец года.
В качестве примера приводится тот факт, что в 2017 году Росжелдор запросил дополнительное финансирование проекта железнодорожного обхода Краснодара в объеме 7 млрд рублей. При этом выделение данных средств уже было предусмотрено в бюджете РЖД.
«В качестве обоснования потребности в дополнительном финансировании проекта в 2017 году Росжелдором была указана необходимость поддержания темпов работ в целях окончания его реализации в установленные сроки. Вместе с тем, по итогам 2017 г. неосвоенный остаток средств федерального бюджета, направленных на реализацию проекта, составил 9,8 млрд рублей», — говорится в сообщении Счетной палаты.
Кроме того, анализ Счетной палаты показал, что расходы ОАО «РЖД» на закупку оборудования для некоторых объектов строительства и реконструкции, финансируемых за счет средств федерального бюджета, превысили сметную стоимость оборудования, утвержденную государственной экспертизой.
В частности, ОАО «РЖД» заключило в 2017 году договоры на поставку оборудования для строительства второго пути на участке Забытый – Поливянский, который является частью реконструируемого участка им. М.Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла. Общая сумма заключенных договоров составила 233,6 млн рублей что на 27 млн рублей превысило ранее одобренную стоимость.
В целом на финансирование инвестиционных проектов ОАО «РЖД» в 2017 году использованы средства федерального бюджета в сумме 80,5 млрд руб., что составляет 69% от общей суммы взносов в уставный капитал и остатков предыдущих лет на начало года. Принято выполненных работ на 68,9 млрд рублей, говорится в заключении Счетной палаты.
Как сообщал РБК Краснодар, в начале апреля 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об увеличении уставного капитала ОАО «Российские железные дороги» на 25,9 млрд рублей. Средства пойдут на инвестиционные проекты, 9,5 млрд руб. из них планируется выделить на комплексную реконструкцию участка им. М.Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла.
В РЖД предлагали увеличить инвестиционную программу на 13,1 млрд руб., 3,7 млрд руб. из которых планировалось использовать для строительства ж/д обход Краснодарского узла. В апреле 2017 года правительство РФ в очередной раз увеличило уставной капитал ОАО «РЖД» на 29,78 млрд рублей. Тогда на реконструкцию участка с обходом Краснодарского железнодорожного узла дополнительно выделили 8,8 млрд рублей.
Напомним, по данным властей Кубани, строительство обхода завершится к концу 2018 года. Работы ведутся с 2007 года, но активная фаза началась в 2017 году. Окончание работ синхронизировано с завершением реализации ряда других проектов, в том числе — по строительству транспортного перехода через Керченский пролив.
Реализация проекта позволит перенаправлять поезда северного направления в сторону Тамани, минуя Краснодар, что уменьшит нагрузку на 50%. Предполагается, что по дороге будут двигаться только грузовые составы. Проект необходим из-за планируемого увеличения мощностей портов Азово-Черноморского побережья.
Первоначально предполагалось, что общий объем инвестиций в строительство ж/д обхода Краснодарского железнодорожного узла из федерального бюджета должен составить 88,2 млрд рублей.
В августе 2015 года министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что дефицит финансирования этого проекта составляет 35 млрд руб. После этого президент России Владимир Путин поручил найти недостающие средства.
Проект краснодарского обхода предусматривает реконструкцию участка Максим Горький – Тихорецкая – Крымская и строительство участка железной дороги протяженностью 65 км с обходом Краснодара.
Всего в рамках проекта планируется построить второй главный путь на всем протяжении участка в 642 км, отремонтировать существующую железную дорогу, удлинить приемоотправочные пути на станциях, построить обход Краснодарского узла, а также ряд других объектов инфраструктуры.