ФАС запросила у клиентов НМТП информацию о сотрудничестве
Федеральная антимонопольная служба потребовала у клиентов Новороссийского морского торгового порта (НМТП, СП «Транснефти» и «Суммы» Зиявудина Магомедова), перевозящих черные металлы, подробную информацию об услугах.
В отрасли отмечают, что такие опросы регулярно приходят от ФАС в рамках антимонопольных проверок, и не исключают, что ответы станут поводом для признания НМТП нарушителем закона о конкуренции, сообщает «Коммерсантъ».
Антимонопольное ведомство разослало 14 компаниям запрос на данные об объемах услуг НМТП с 1 января 2016 года по 30 июня 2018 года с разбивкой по годам и хозяйствующим субъектам, оказывающим эти услуги, а также информацию о том, заменялись ли услуги НМТП другими сервисами. Также требуются сведения о том, какими услугами и в каком объеме клиенты могут заменить перевалку металлов в порту, если его цены на срок более одного года вырастут на 5–10%, к каким стивидорам они уйдут.
Кроме того, ФАС хочет понимать, по каким причинам компании выбрали именно НМТП (цель получения услуг, технические характеристики, стоимость и иные факторы), какие условия компании расценивают как ограничивающие или предопределяющие перевалку в данном порту. В последнем случае речь идет о требованиях к транспортировке металлов, расходах на поиск и получение аналогичных услуг, включенности логистического звена в цепочку и т. д.
Письма получили как логисты, работающие с НМТП, так и крупные грузоотправителям — ТМК, НЛМК, Абинский электрометаллургический завод. В ФАС сообщили, что разослали запрос в рамках рабочей деятельности.
В отрасли отмечают, что запрос довольно стандартный для ФАС, она периодически проводит такие опросы и проверяет рынок на монополизм в рамках «мониторинга рынка». Но, очевидно, если большинство клиентов НМТП ответят, что у них, по сути, нет альтернатив перевалке в порту, это может дать повод начать разбирательство о монопольном положении НМТП. Стивидор, по словам собеседника издания, проводит аналогичный опрос своих клиентов, чтобы подготовиться к спору с ФАС.
Как РБК Краснодар сообщал ранее, в марте 2018 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ПАО «Новороссийский морской торговый порт», подозреваемого в злоупотреблении доминированием.
По данным ведомства, в Краснодарское УФАС России поступило заявление АО «Роснефтефлот» на действия компании. Как выяснилось, акционерное общество издало руководство по обработке судов в морском терминале, эксплуатируемом ПАО «НМТП». В дальнейшем, используя этот документ, компания направила в адрес ПАО НК «Роснефть» дополнительные соглашения к договору на оказание услуг по перевалке нефти на 2018 год, а также предложение учитывать новые условия при взаимодействии с покупателями и судовладельцами.
ПАО «Новороссийский морской торговый порт» — крупнейший портовый холдинг в России. Контролируется Novoport Holding (50,1% акций), которым на паритетных условиях владеют «Транснефть» и «Сумма». «Транснефть» через «Транснефть-Сервис» владеет также 10,5% НМТП, еще 20% — у Росимущества.
В 2017 году его грузооборот составил 143,5 млн т, что на 2,3% меньше, чем годом ранее. Выручка компании составила 24,7 млрд рублей, чистая прибыль — 30,5 млрд рублей.