Эколог Акшинцев: для сбора мазута в море нужны боновые заграждения
Для сбора нефтепродуктов в Керченском проливе необходимо установить боновые заграждения. При этом качественная работа бонов возможна только в тихую погоду на море. Об этом РБК Кавказ заявил научный сотрудник Института водных проблем РАН, эколог Артем Акшинцев.
«Боновые заграждения это то, что мы умеем делать. Боновые заграждения и сбор в море. Но опять же, это возможно только в тихую погоду. И довольно большие средства необходимо привлекать для работы флота, который будет собирать из боновых заграждений уловленный мазут», — заявил Акшинцев.
Эколог отметил, что разливы нефтепродуктов — не уникальное событие даже в акватории Черного моря, но осложняет ситуацию то, что затронута курортная зона побережья. Дальнейшими шагами по ликвидации последствий должны стать сбор мазута, откачка нефтепродуктов из танкеров и переработка песчаной смеси.
«Да, необходимо собирать мазут, необходимо откачивать оставшиеся продукты из танкеров, чтобы они не выходили в окружающую среду. Необходимо использовать современный класс сорбентов, которые помогают смесь продуктов собирать и утилизировать. Но тут крайне важно сотрудничество и оперативное содействие между властями региона, коммунальными службами, которые будут вывозить все это дело. Потому что масштабы огромные, просто лопатами, силами волонтеров это не собрать вовремя», — заявил эксперт.
Оперативное взаимодействие необходимо для того, чтобы мазут не сносился обратно в море и не углублялся в песок. В таком случае нефтепродукты могут парить в течение нескольких лет, что лишит побережье около Анапы туристов, добавил Акшинцев.
Эксперт не смог назвать приблизительных сроков восстановления побережья, флоры и фаун, так как масштаб последствий ЧП пока непонятен. Вместе с тем, необратимых последствий для природы не будет, но они могут наступить для бизнеса.
«Нет, необратимых последствий не будет. Необратимым будет то, что пляж будет испорчен. Если мазут не собрать, то все это заглубится и в течение, условно говоря, 10 лет будет парить. Но, опять же, я не знаю, сколько вытекло мазута, поэтому количество лет я называю навскидку. Необратимое ли это последствие? В принципе нет. Но при этом необратимое ли оно для местного бизнеса? Я считаю, да», — заявил эколог.
Акшинцев уточнил, для недопущения подобных трагедий в будущем, необходимо полноценное вовлечение государства в процессы. В тех регионах, где есть риск повторения аварии, власти должны проводить учения и понимать порядок действий.
«Мы должны понимать, что в каждом регионе, где есть риск подобных аварий, необходимо наличие строгого регламента действий со стороны властей, коммунальщиков и так далее. Со стороны государства должен быть понятный механизм, в том числе учения, которые помогут наладить работу служб в случае аварийной ситуации», — заявил эксперт.
Разлив нефтепродуктов в Керченском проливе произошел после крушения танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» 15 декабря. На борту находилось 9,2 тыс. т мазута. По последним данным, вытекло 3,75 тыс. т.
26 декабря МЧС России присвоил ЧС федеральный характер. Решение было принято из-за того, что Краснодарский край самостоятельно не сможет переработать загрязненную песчаную смесь. Ожидается, что ее количество составит 200 тыс. т.