Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Краснодар
Теннисный сезон возобновится не ранее середины июля Спорт, 21:52 РЖД разрешили возвращать билеты без сбора из-за COVID-19 Общество, 21:51 СК начал проверку данных о посещении больницы в Лобне зараженным COVID-19 Общество, 21:43 Путин подписал закон об уголовной ответственности за нарушение карантина Общество, 21:27 Акции НЛМК год назад были на пике. Что с ними сейчас Quote, 21:24 Шипулин раскритиковал письмо биатлонистов об отставке главы СБР Спорт, 21:20 В США обанкротился первый крупный производитель сланцевой нефти Экономика, 21:16 Глава ВОЗ предупредил об 1 млн зараженных COVID-19 в ближайшие дни Общество, 21:13 Экспортная цена российской нефти стала отрицательной Бизнес, 21:03 Путин назвал перезревшим вопрос о 17 млн га неиспользуемых земель Бизнес, 20:55 Минфин раскрыл среднюю цену российской нефти за март Экономика, 20:46 Сумма сбережений трейдеров в стейблкоинах превысила $1 млрд Крипто, 20:45 Число заболевших COVID-19 в Подмосковье выросло до 177 Общество, 20:45 Минспорта назвало число находящихся за рубежом российских спортсменов Спорт, 20:41
Краснодар ,  
0 

Алексей Петунин: «Нет отраслей, которым не нужна цифровая трансформация»

Заместитель гендиректора SAP CIS Алексей Петунин рассказал РБК Краснодар о том, как бизнесу перестраиваться в эпоху цифровой трансформации и с чего начать Краснодару, чтобы стать умным городом

— Многие эксперты говорят о цифровой трансформации бизнеса. В чем она будет заключаться? Это только технологии или что-то еще?

— Действительно, за последние несколько лет интерес к концепции Industry 4.0 и трансформации в целом стал одним из ключевых векторов для развития. Инновации — это важное конкурентное преимущество, которое становится еще важнее, если вы планируете выходить на международный рынок.

Мы все накопили гигантское количество данных и очевидно, что именно они будут основой будущей трансформации, а именно — способность максимально быстро, корректно и правильно использовать информацию. Единое информационное пространство — это, в общем-то, и есть главный фундамент индустрии 4.0.

При этом необходимо быть готовыми к тому, что цифровая трансформация полностью меняет культуру в компании и отношение ко многим вещам. Внедрение технологий — это сложный, но при этом очень эффективный способ вывести  бизнес на следующий уровень. Один из главных критериев успеха здесь — желание топ-менеджеров и ключевых сотрудников изменить правила и изменить самих себя, готовность шагнуть дальше, поверив в новые технологии. Поэтому нужно тщательно подготовиться к этому — создать компетентную, мотивированную команду, которая понимает, что и почему она делает.

— Как бизнесу перестраиваться в эпоху цифровой трансформации? В чем секрет успешных изменений?

— Как я уже сказал, успех во многом зависит от того, насколько сильно вы хотите этого сами и удалось ли вам убедить в этом других. А еще важный момент сейчас — быстрота.

Радикальные изменения уже идут во многих традиционных отраслях. Например, этим летом группа «Черкизово», крупнейший в России производителей мясной продукции, запустила роботизированный завод по производству сырокопченой колбасы в Московской области. Да, люди там тоже работают, поддерживают производственную цепочку в основном, но их количество в разы меньше, чем потребовалось бы на обычном мясоперерабатывающем заводе. На сегодняшний день, это единственный пример такого роботизированного завода не только в России, но и в Европе. И теперь «Черкизово» — это та компания, которая задает стандарты цифрового предприятия в индустрии, потому что 5 лет назад не побоялись заглянуть в будущее и решиться сделать интеллектуальное предприятие. Так что если вы начнете сегодня, то завтра сможете победить своих конкурентов.

Быть первым станет важным преимуществом, поскольку подготовка к переходу на цифровые технологии требует времени, ресурсов и максимально полного вовлечения всех сотрудников. Кстати, здесь как раз хорошие позиции у небольших и средних компаний, которые могут сделать это гораздо быстрее. Основная сложность, пожалуй, они хотят быть заранее уверены в результате.

Приходя на встречи с клиентами, я вижу, как они активно интересуются примерами внедрения различных корпоративных решений в мире и в России. При этом заказчики часто хотят не просто купить то или иное решение, но просят сделать что-то индивидуальное именно для них. И мы, основываясь на нашем опыте работы, придумываем различные инновационные сценарии, изобретаем вместе с клиентами. Нет ничего невозможного, невозможное просто потребует больше времени.

— Какие отрасли лидируют с точки зрения цифровой трансформации? И какие технологии сейчас наиболее актуальны?

- Сегодня в России мы видим, что технологии проникают во все сферы бизнеса, государственного управления, производства, здравоохранения и образования. И нет отраслей, которые не нуждаются в цифровой трансформации.

Лидерами внедрения цифровых технологий, безусловно, являются сферы обслуживания: банки, розничная торговля и телекоммуникации. Эти отрасли сосредоточены на поддержании клиентов и предоставлении им персонализированных продуктов и услуг, поэтому использование технологий является ключом к их конкурентоспособности.

Благодаря этому мы можем ходить в магазины без продавцов, fashion-ретейлеры открывают виртуальные примерочные, а Центробанк  создает маркетплейс для физических лиц. Мы все знаем концепцию умного дома, а как вам умные полки в магазине? С компанией «Афанасий», например, которая производит напитки, мы создали «умный холодильник». С помощью установленных датчиков он сам может заказать продукцию, следит за наличием товара и его сроком годности, а также за тем, чтобы в нем не оказалось напитков других брендов.

Кстати, краснодарская сеть «Магнит», которая является одним из крупнейших ретейлеров в России, также активно развивает технологии как с точки зрения продаж, так и в общении с клиентами.

В целом это абсолютно верное направление развития технологий. Что, в частности, подтверждает и наше исследование предпочтений потребителей в условиях изменяющейся экономики, проведенное в 20 странах, среди которых есть и Россия. По результатам исследования, 89% россиян готовы делиться персональной информацией с компаниями в обмен на качественное обслуживание. Кроме того, россияне охотнее, чем респонденты в других странах, предоставляют ретейлерам обратную связь взамен на улучшение качества сервиса. Так, 64% могут поделиться своей историей покупок, 62% — дадут адрес электронной почты, 42% и 41% — раскроют информацию о геолокации и месячном доходе соответственно.

Мы также видим активную трансформацию и в крупных компаниях в металлургии, химической и нефтяной промышленности, которые становятся ближе к клиентами и осваивают интернет-торговлю. Наверное, еще несколько лет назад  вряд ли можно было представить, что компания «Северсталь» будет продавать трубы через свой онлайн-магазин. Тем не менее, на базе SAP Hybris компания сделала такой проект, и теперь это реальность.

— Что ждет российский бизнес с точки зрения технологий в ближайшие несколько лет? Какие перспективы здесь есть у Краснодара? Какие решения вы можете предложить?

- Согласно экспертам PwC (PricewaterhouseCoopers), сильнее всего на стратегию развития компаний в ближайшие три года повлияют такие технологии, как интернет вещей, блокчейн и искусственный интеллект. Основной тенденцией с точки зрения цифровизации, на мой взгляд, будут и облачные решения, которые дают возможность компаниям быстро и недорого получить доступ к лучшим мировым технологиям.

Также мы видим интерес именно к платформенным решениям, которые позволяют использовать цифровые технологии во всех бизнес-процессах и следить за этим в режиме реального времени. Причем я глубоко убежден, что бизнес уже должен встраивать новые технологии в свои бизнес-процессы вне зависимости от размеров компании и отрасли. Поиск новых бизнес-моделей — не вопрос выбора, а вопрос выживания в бизнес-среде сегодня.

Если говорить про Краснодар, то стоит упомянуть, наверное, сельскохозяйственный сектор, который является одним из наиболее важных в регионе и в Росси в целом. Мы видим, как во всем мире растет спрос на чистые и безопасные продукты питания, производители стараются снизить влияние внешних факторов на урожай. В этих условиях роли и правила в агроиндустрии меняются. Так, Bayer создает центры разработки ИТ-решений по агротехнологиям и обеспечивает сбор исторических данных наблюдений за территориями, а Deere & Company (John Deere) имеет в штате более 2600 разработчиков программного обеспечения.

Сельское хозяйство сейчас — это сектор с очень интенсивным потоком информации от разных источников, поэтому сбор, обработка и систематизация больших массивов данных — это текущая действительность для аграриев. Однако сбор огромного массива данных без их должной обработки и интеграции в производственные бизнес-процессы может обернутся пустой тратой времени и денег.

На мой взгляд, для того, чтобы наладить эффективное управление цифровыми процессами, необходимо создать бизнес-сеть, объединяющую фермеров, производителей сельскохозяйственной техники, производителей удобрений, агрономов и подрядчиков, выполняющих сельскохозяйственные работы.

Такие системы одинаково интересны как сельхозпроизводителям, так и производителям сельскохозяйственной техники. Так, например, наша компания в партнерстве с бразильской Stara создает телеметрическую платформу для умной сельскохозяйственной техники, которая станет основой для предоставления дополнительных сервисов и перехода к модели «техника как услуга».

Технологии могут также предотвращать чрезмерные расходы горючего и химикатов, что также является важным для аграриев. Например, одна из крупнейших сельскохозяйственных компаний в России уже смогла снизить расходы на ГСМ примерно на 20% за год, используя системы мониторинга техники. В результате экономия составила более 100 млн руб. Компания в том числе оборудовала свою технику электронными системами, которые позволяют контролировать ее работу и перемещение в полях и теперь контролирует расход ресурсов, а также точность и качество выполнения операции конкретным оборудованием.

— Вы регулярно выступаете с темой развития умных городов и внедрения в них умных технологий? Какие советы вы можете дать Краснодару по их внедрению? С чего начать? Что развивать в первую очередь? От чего стоит отказаться?

- Для начала всем участникам нужно объединиться и создать очень четкий и понятный план своей цифровой трансформации. Подумать о том, какие процессы будут самыми важными, и уйти от «функциональных колодцев», когда каждый департамент, каждое министерство, каждая компания составляет свои планы отдельно друг от друга. Необходимо разработать единую платформу, которая позволит всем заинтересованным сторонам действовать совместно в онлайн режиме и понимать, что происходит здесь и сейчас.

Можно привести в пример наш проект в Тюменской области по развитию цифровых технологий в здравоохранении, управлении и образовании в сфере инноваций. Сейчас там идет пилотный проект, связанный с телемедициной. Планируется оснастить людей с хроническими заболеваниями специальными датчиками, информация с них будет накапливаться и анализироваться, а затем использоваться для создания программ профилактики заболеваний и персонализированного подхода к каждому пациенту.

Я знаю, что в правительстве Краснодарского края много инициатив по созданию различных ИТ-платформ для быстрого и удобного взаимодействия бизнеса и власти, и уверен, что скоро успешные примеры появятся и на Кубани.

Если развивать тему smart city c точки зрения инфраструктуры и горожан, то тут каждый город сначала определяет для себя основные узкие места. Если вы уже не можете справиться с какой-то проблемой стандартными способами, надо, конечно, придумывать что-то новое.

Например, для Москвы критична проблема трафика, поэтому в городе реализованы проекты по прогнозированию пробок, интеллектуальный общественный транспорт, системы видеораспознования в метро и т.д. Много сделано в области взаимодействия с гражданами, которые сейчас активно используют сайт московского правительства для получения всевозможной информации.

В Краснодаре, например, есть современный технологичный стадион, и можно подумать над концепцией smart stadium, когда спортивное сооружение органично интегрировано с городской средой и удобно для посещения любителями футбола и не вызывает дискомфорта у городских жителей во время матчей. Например, как на стадионе SAP Arena в Мангейме, где, скачав специальное приложение, каждый может отслеживать загруженность парковок, входов и выходов, расписание матчей, расположение фуд-кортов, сувенирных магазинов, получить массу другой полезной информации. Приложение также может подсказать наиболее оптимальный путь домой от стадиона с учетом пробок. Между тем всю IT-систему SAP Arena обслуживает всего два человека.

В целом в условиях цифровой экономики перед нами открываются бесконечные возможности, надо только суметь ими правильно воспользоваться. Мы сейчас управляем миром кончиками пальцев, и я уверен, что сможем сделать так, что скоро каждый житель в крупных городах будет получать весь объем информации о том, что происходит в его родном мегаполисе, и принимать активное участие в процессе управления. Мы, в свою очередь, всегда готовы помочь своими передовыми решениями и многолетним опытом, чтобы воплотить это в жизнь.