Георгий Микаберидзе: «Стартапам нужно пройти через Долину смерти»
О чем вы рассказывали участникам Startup Day в Краснодаре?
— Я рассказывал про краудфандинг и о том, как успешно собрать средства на различных площадках. Таких, например, как Indiegogo и Kickstarter.
С какими основными проблемами сталкиваются стартаперы, которые решили таким способом получить средства на проект?
— В первую очередь, нужно понимать механизм краудфандинга. Его смысл заключается в том, что люди представляют идеи, сформированные на уровне прототипов, и обращаются ко всем желающим на специальных площадках, предлагая поддержать их финансово. При этом обещая дать что-то в итоге. Очень важно сразу объяснить краудфандерам, зачем они будут жертвовать деньги, какой идее они помогают и что за «кусочек» от нее они в итоге получат.
Есть хороший пример. Один человек в России дважды пытался собрать средства для реализации одной и той же идеи, но с разным посылом. Первый раз, он написал, что хочет проехать по стране и собрать галерею фотографий красивых наличников в старорусском стиле. Так как был неясен конечный продукт, денег ему никто не дал. Во втором случае автор сообщил, что хочет увековечить старорусские наличники и издать в итоге книгу, которую получит каждый из участников. И в этот раз он собрал требуемые несколько миллионов рублей.
Какие крупные проекты вам удалось реализовать с помощью краудфандинга?
— Пять с половиной лет назад мы запустили компанию Healbe, которая занимается производством браслетов GoBe, которые автоматически замеряют входящие калории, измеряет пульс, обезвоженность, режим сна и целый набор параметров здоровья человека. И нам инвесторы посоветовали попробовать краудфандинг, чтобы протестировать идею на рынке и получить отклики пользователей, дистрибьюторов, инвесторов и полностью подготовить продукт к запуску. В 2014 году мы на платформе Indiegogo запустили сбор средств и получили более $1 млн.
Какие другие проекты вы планируете запустить?
— Из операционного управления проекта HealBe я уже вышел в марте этого года. Сейчас занимаюсь новым проектом в сфере нетворкинга — «100AM». Это сервис создания электронных визиток, призванный помочь людям автоматически обновлять контакты в записной книжке и находить новых знакомых с такими же интересами в том числе на мероприятиях и коммьюнити, которые можно создавать в 100AM. Это глобальный проект, сейчас идут пилотные запуски в акселераторах и коворкингах в США и в России, мы готовим к полноценному запуску в Москве решение для ивентов.
Насколько сложно стартаперам начинать работу в России, искать инвесторов?
— Венчурных инвесторов в России стало меньше, но они есть. Достаточно людей с деньгами, которые хотят вложить в проект и получить определенный доход. Они, как правило, оценивают баланс рисков и возможностей определенного стартапа. Если не та стадия продукта, либо не очевидны схемы монетизации, то риск высок и привлечь средства для такого проекта очень сложно.
Основной риск состоит в том, что проект может просто не дойти до стадии масштабирования. Зачастую путь от идеи до воспроизведения оказывается длиннее и сложнее, чем это первоначально предполагалось. С такой проблемой сталкивается 99% стартапов. На начальном этапе предполагали сделать все за год, потом оказалось, что до получения рабочей модели ушло пять лет.
Например, есть проект Capacity. У них ушло шесть лет на то, чтобы доработать продукт и начать продавать его под правильным углом.
Почему многие стартапы не выживают и прекращают работу в первые годы?
— Это связано с тем, что стартап попадает в так называемую «долину смерти». Он еще не начал зарабатывать денег, но активно тратит полученные средства. Этот период надо как-то пережить, найти первых пользователей и наладить сбыт. Если у организаторов не получается, то проект закрывается.
Помимо этого, рынок — не закрытая среда. В крупных компаниях и корпорациях поиском идей заняты целые отделы, они активно разработкой новых продуктов. И всегда есть шанс, что они займутся аналогичным бизнесом.
Как начинающему стартаперу минимизировать риски и на что стоит обратить внимание?
— Во-первых, я бы посоветовал как можно раньше и с минимальными денежными затратами делать первые прототипы и обкатывать их на пользователях. Пусть они с ним поработают и дадут обратную связь. Это огромный шаг вперед.
Во-вторых, при организации стартапа нужно максимум средств и усилий тратить на то, что дает максимальный эффект для роста и продвижения вперед проекта, а соответственно даст рост оценки проекта. При создании венчурного предприятия баланс затрат иной, чем в случае с традиционным малым бизнесом, когда нужно просто максимально эффективно пройти начальный этап развития компании.
В-третьих, нужно формировать сильную команду проекта, которая будет развивать проект и в сложные и в легкие времена для проекта.
Krd Startup Day — ежегодная конференция для стартапов от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). В Краснодаре она в очередной раз прошла 2 декабря. Мероприятие задумано как площадка для ИТ-компаний, стартапов, инвесторов и профильных организаций.