Лента новостей
Все новости Краснодар
Новые «крокодилы» ЗИЛ 1994 года выпуска выставили на продажу Общество, 08:26 Истории про свой бизнес: как избежать ошибок на старте РБК и «Билайн» Бизнес, 08:25 Глава штаба ФБК Леонид Волков заявил о своем задержании Политика, 08:20 «Жажда любви и радости»: Гэри Хэмел — об источниках инноваций Pro, 08:16 Чем российские миллениалы отличаются от зарубежных Pro, 08:00 Deloitte назвал главный источник тревог россиян-миллениалов Политика, 08:00 В Венесуэле решили отказаться от операций по картам Visa и Masterсard Финансы, 07:48 Эффект масштаба: как работает бизнес региональных нефтедобытчиков Quote, 07:12 Как начать бегать: правильный подход РБК и Philips, 07:00 Чиновникам Кремля и Белого дома вернули урезанные из-за кризиса зарплаты Политика, 07:00 Основатель Huawei не увидел в действиях США угрозы для 5G-сетей компании Технологии и медиа, 06:32 В доме певицы Ареты Франклин в Детройте нашли три завещания Общество, 06:20 Суд в США разрешил демократам требовать налоговые декларации Трампа Политика, 05:50 Личный опыт: как оборудовать автомобиль для выездного бизнеса и торговли РБК и ГАЗ, 05:10
Краснодар ,  
0 
Георгий Микаберидзе: «Стартапам нужно пройти через Долину смерти»
Сооснователь проекта Healbe Георгий Микаберидзе рассказал РБК Юг, о чем он беседовал с участниками Startup Day в Краснодаре, чем венчурные проекты отличаются от традиционного бизнеса и как выжить на рынке в первые годы

 О чем вы рассказывали участникам Startup Day в Краснодаре?

— Я рассказывал про краудфандинг и о том, как успешно собрать средства на различных площадках. Таких, например, как Indiegogo и Kickstarter.

С какими основными проблемами сталкиваются стартаперы, которые решили таким способом получить средства на проект?

— В первую очередь, нужно понимать механизм краудфандинга. Его смысл заключается в том, что люди представляют идеи, сформированные на уровне прототипов, и обращаются ко всем желающим на специальных площадках, предлагая поддержать их финансово. При этом обещая дать что-то в итоге. Очень важно сразу объяснить краудфандерам, зачем они будут жертвовать деньги, какой идее они помогают и что за «кусочек» от нее они в итоге получат.

Есть хороший пример. Один человек в России дважды пытался собрать средства для реализации одной и той же идеи, но с разным посылом. Первый раз, он написал, что хочет проехать по стране и собрать галерею фотографий красивых наличников в старорусском стиле. Так как был неясен конечный продукт, денег ему никто не дал. Во втором случае автор сообщил, что хочет увековечить старорусские наличники и издать в итоге книгу, которую получит каждый из участников. И в этот раз он собрал требуемые несколько миллионов рублей.

Какие крупные проекты вам удалось реализовать с помощью краудфандинга?

— Пять с половиной лет назад мы запустили компанию Healbe, которая занимается производством браслетов GoBe, которые автоматически замеряют входящие калории, измеряет пульс, обезвоженность, режим сна и целый набор параметров здоровья человека. И нам инвесторы посоветовали попробовать краудфандинг, чтобы протестировать идею на рынке и получить отклики пользователей, дистрибьюторов, инвесторов и полностью подготовить продукт к запуску. В 2014 году мы на платформе Indiegogo запустили сбор средств и получили более $1 млн.

Какие другие проекты вы планируете запустить?

— Из операционного управления проекта HealBe я уже вышел в марте этого года. Сейчас занимаюсь новым проектом в сфере нетворкинга — «100AM». Это сервис создания электронных визиток, призванный помочь людям автоматически обновлять контакты в записной книжке и находить новых знакомых с такими же интересами в том числе на мероприятиях и коммьюнити, которые можно создавать в 100AM. Это глобальный проект, сейчас идут пилотные запуски в акселераторах и коворкингах в США и в России, мы готовим к полноценному запуску в Москве решение для ивентов.

Насколько сложно стартаперам начинать работу в России, искать инвесторов?

— Венчурных инвесторов в России стало меньше, но они есть. Достаточно людей с деньгами, которые хотят вложить в проект и получить определенный доход. Они, как правило, оценивают баланс рисков и возможностей определенного стартапа. Если не та стадия продукта, либо не очевидны схемы монетизации, то риск высок и привлечь средства для такого проекта очень сложно.

Основной риск состоит в том, что проект может просто не дойти до стадии масштабирования. Зачастую путь от идеи до воспроизведения оказывается длиннее и сложнее, чем это первоначально предполагалось. С такой проблемой сталкивается 99% стартапов. На начальном этапе предполагали сделать все за год, потом оказалось, что до получения рабочей модели ушло пять лет.

Например, есть проект Capacity. У них ушло шесть лет на то, чтобы доработать продукт и начать продавать его под правильным углом.

Почему многие стартапы не выживают и прекращают работу в первые годы?

— Это связано с тем, что стартап попадает в так называемую «долину смерти». Он еще не начал зарабатывать денег, но активно тратит полученные средства. Этот период надо как-то пережить, найти первых пользователей и наладить сбыт. Если у организаторов не получается, то проект закрывается.

Помимо этого, рынок — не закрытая среда. В крупных компаниях и корпорациях поиском идей заняты целые отделы, они активно разработкой новых продуктов. И всегда есть шанс, что они займутся аналогичным бизнесом.

Как начинающему стартаперу минимизировать риски и на что стоит обратить внимание?

— Во-первых, я бы посоветовал как можно раньше и с минимальными денежными затратами делать первые прототипы и обкатывать их на пользователях. Пусть они с ним поработают и дадут обратную связь. Это огромный шаг вперед.

Во-вторых, при организации стартапа нужно максимум средств и усилий тратить на то, что дает максимальный эффект для роста и продвижения вперед проекта, а соответственно даст рост оценки проекта. При создании венчурного предприятия баланс затрат иной, чем в случае с традиционным малым бизнесом, когда нужно просто максимально эффективно пройти начальный этап развития компании.

В-третьих, нужно формировать сильную команду проекта, которая будет развивать проект и в сложные и в легкие времена для проекта.

Krd Startup Day — ежегодная конференция для стартапов от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). В Краснодаре она в очередной раз прошла 2 декабря. Мероприятие задумано как площадка для ИТ-компаний, стартапов, инвесторов и профильных организаций.