Министр курортов Кубани - РБК: "Отдыхающие стали меньше тратить"
Кубанские курорты «выросли» в кризис
Евгений, сегодня уже смело можно подводить итоги полугодия и говорить о том, как проходит высокий курортный сезон. Оправдались ли те прогнозы о рекордном турпотоке, о котором в начале сезона говорили и власти, и туроператоры?
Сезон проходит нормально. Загрузка на курортах Краснодарского края максимальная, так как мы сейчас находимся «в пике» сезона. Я думаю, что до октября и даже ноября наши курорты ждет хорошая наполняемость.
Я уже озвучивал цифру: за I полугодие курорты Краснодарского края приняли 6,5 млн отдыхающих. Только летом к нам приехали 4,1 млн туристов. И сегодня каждая неделя у нас «золотая»: прибывает все больше и больше отдыхающих.
То есть курортам Краснодарского края кризисы не страшны и переживать не о чем?
Не совсем так. Сейчас приезжает очень много отдыхающих, которые стали меньше тратить. Например, они выкупили турпакет, где всё включено, и практически не тратят ничего дополнительно на экскурсии, развлечения и т. д. Наверное, это и есть влияние кризиса. Они мало ходят по объектам турпоказа, мало пользуются услугами, мало ездят на экскурсии.
Курортный бизнес стал зарабатывать меньше?
Нет. Ведь количество отдыхающих растет, а значит, растут и суммы за проживание, питание и т. п. Здесь тоже нужно учесть, что если в прошлом году у нас единичные отели предоставляли систему «все включено», в этом году их уже больше в разы. То есть бизнес не стал зарабатывать меньше, чем в прошлом году. Просто появилась возможность зарабатывать больше. Но люди стали меньше пользоваться дополнительными услугами.
Если в цифрах - с какой динамикой турпотока мы идем к прошлому году?
103%.
Это всего плюс 3%. А ведь в начале года озвучивалось, что можно ждать рост и на 10, и на 20%...
Вы не забывайте, что сейчас вы сравниваете цифры с Олимпийским 2014г., когда в эту статистику мы включали и тех туристов, которые приехали на Олимпиаду. И тех людей, которые приезжали в Сочи, например, для рабочих целей. Но они жили в гостиницах, пользовались общепитом и т. д. Их очень трудно посчитать, но если попробовать их «убрать» из статистики, то вполне может получиться, что мы идем с опережением к прошлому году на 10-15%.
Насколько на востребованности курортов Краснодарского края отразился тот факт, что большое количество туроператоров начали продавать Сочи, Геленджик и Анапу пакетными турами: то есть с перелетом, трансфером и питанием «все включено»?
Это логично. Подумайте сами, в прошлом году после Олимпиады мы получили около 20 тыс. новых номеров. А с учётом реконструированных - их 40 тыс. Естественно, для туроператоров это лакомый кусок. Во-первых, средства размещения управляются западными гостиничными сетями: Accor, Marriott, Hyatt, Pulman, Radisson... Поэтому все туроператоры начали их выкупать, потому что это качественно и выгодно. И, естественно, те, кто вокруг, начали тоже бороться за то, чтобы их купили. Поэтому и начали формироваться пакетные туры.
Но это не панацея для курортов Краснодарского края, потому что туроператоры у нас загружают около 30% рынка. Все остальное — неорганизованные отдыхающие, которые приезжают сюда самостоятельно. Тем не менее, для средств размещения это некоторое подстегивание к развитию, потому что имея систему «всё включено», больше шансов получить гарантированное заполнение на весь год.
Сейчас в виде пакетов продается до 30% мест размещения. А в прошлом году была какая доля?
Конечно, меньше. То есть в этом году мы видим рост на 15-20% тех организаций, которые вводят пакетные туры и готовы предоставлять систему «всё включено».
Российским туристам все нипочем
Говоря о курортном сезоне-2015, нельзя не сказать о ситуации, которая произошла в Сочи в июне. Не отпугнуло ли туристов наводнение?
Разгул стихии в июне никак не отразился на курортном сезоне. Помните, когда в Египте начались волнения, была такая шутка о том, что если наш турист решил отдохнуть, то ему ничто не может помешать. Наверное, в этом есть большая доля правды. Мы практически не заметили какого-то провала по приезжим. Да, в какой-то день не принимал рейсы аэропорт, потому что там стояла вода. Но как только вода ушла, самолеты продолжили прилетать. Люди заранее покупали билеты, и отказов было очень мало. Более того, последствия стихии были ликвидированы очень быстро. Многие туристы, кого эвакуировали из затопленных гостиниц, через день-два возвращались и продолжали отдыхать.
И в итоге Сочи сейчас какую динамику роста показывает?
Очень хорошую. Самое главное, что в Сочи налоговые поступления в пересчете на одного туриста в два раза больше, чем на других курортах края. Это связано с хорошей загрузкой, большим сегментом элитного отдыха, транспортной доступностью.
Сочи есть куда расти. Вы сами говорили о 20 тыс. новых мест. Но у нас есть еще такие традиционные курорты как Геленджик, Анапа, Туапсинский район. Мы каждый год наблюдаем там рост турпотока, но понимаем, что расти, на самом деле, уже некуда...
Да, летом некуда. Но у нас есть большие резервы в межсезонье. Поэтому сейчас первоочередная задача - привлекать отдыхающих и в межсезонье. И сейчас все наши усилия, вся рекламная кампания направлена как раз на межсезонье, на зимний отдых. Нам нужно развивать деловой туризм, сельский (аграрный) туризм.
Кто поможет агротуризму
Вот вы сказали об аграрном или сельском туризме. В регионе разработана даже специальная программа его развития. Есть результаты?
Есть начало пути. При поддержке ЗСК мы провели первый инфо-тур по объектам сельского туризма. Мы «прошерстили» весь край, буквально граблями прочесали. И я скажу, что мы нашли новые жемчужинки наших курортов Краснодарского края. Это качественные, интересные объекты: винодельни, фермы, рыбоводческие комплексы и т. д. Но большинство этих объектов строили для души, а не для массового туриста. Хотя спрос на эти услуги есть, туда с удовольствием едут те, кто устал от городской суеты. Поэтому мы совместно с Законодательным Собранием края и министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края будем стараться стимулировать их развитие, обеспечивать их загрузку.
А чем реально могут помочь власти?
Сейчас в законе о краевом бюджете есть статья, которая предполагает расходы на проведение различных конкурсов и выставок, посвященных в том числе и сельскому туризму. Победители получают денежные премии и т. д. Но тема гораздо шире: сельским туризмом априори у нас заниматься нельзя. На землях сельхозназначения кроме объектов сельхозпроизводства нельзя возводить никакие другие объекты. Это будет уже нецелевое использование земли. То есть никакой гостиницы возле своей фермы вы уже построить просто не можете.
Поэтому, в первую очередь, нам нужно решать вопросы законодательного характера и наши депутаты сейчас активно в эту работу включились. Но речь идет о внесении изменений не в местные, а в федеральные нормативные акты. Когда законодательная база изменится, новые объекты сельского туризма будут появляться как грибы после дождя.
А как развивается винный туризм? Об этом направлении говорят сейчас как о наиболее перспективном в регионе.
Что такое винный туризм? Это - экскурсионная деятельность, связанная с посещением объектов винного производства, это сейчас действительно очень популярное направление в крае, особенно вдоль Азово-Черноморского побережья. Краснодарский край не только производит много своего хорошего вина, но еще и привлекает этим отдыхающих. Я только за то, чтобы туристы посещали кубанские винзаводы и пробовали настоящие качественнные кубанские вина.
Новые пляжи и насыпные острова
Следующий вопрос касается госпрограммы региона «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края». В этом году практически все госпрограммы были пересмотрены. Что изменилось в данной программе? С чем связаны эти изменения?
Как и все программы, в результате общей экономической ситуации, она была пересмотрена в сторону уменьшения объемов финансирования. Вместе с тем нам удалось сохранить объемы финансирования и софинансирования из федерального бюджета. То есть все, что мы планировали получить из федерального бюджета, мы получаем. Речь идет, в первую очередь, о финансировании инфраструктурных проектов. На сегодняшний день наполовину проведены работы по канализационному коллектору в Анапе (проходит по Пионерскому проспекту). Я надеюсь, что вопрос с запуском там новой канализации будет решен к концу этого года или к началу следующего. Кроме того, мы добились выделения средств из бюджета на строительство двух водоводов в Анапе, потому что в городе есть определенные проблемы с водоснабжением. Новый водовод позволить полностью «запитать» Пионерский проспект и Витязево.
А что планируется сделать в Геленджике?
В Геленджике у нас на данный момент получено предварительное одобрение Ростуризма на строительство пляжа на Тонком мысу. Вы знаете, что в Геленджике очень красивая набережная, но пляжа там практически нет. В целом в крае ощущается острая нехватка пляжных территорий. В среднем наши пляжи испытывают перегрузку в 2,7 раза, если следовать нормам СанПин. На пляже должно быть 5 кв. м на каждого человека. Но на отдельных пляжах, таких как Архипо-Осиповка, например, в пик сезона превышение нагрузки достигает 5 раз. Поэтому мы просим о выделении средств на строительство пляжных территорий. И надеемся, что в следующем году начнем строительство пляжей в Геленджике.
А каким образом? Это будут искусственные насыпные территории? Или будет использоваться существующая прибрежная зона?
Это искусственное гидротехническое сооружение. Строительные работы могут вестись как с суши, как, например, в Новороссийске, так и с моря. В данном случае, я думаю, скорее всего строительство будет вестись с суши. Формируются так называемые «буны» или «каменные наброски», дальше, между ними, насыпается волногасящий пляж. Насыпается такой формы, что пляж сам себя держит и не размывается.
Подобные пляжи еще где-то будут создаваться?
Да, если мы получим финансирование из бюджета РФ. Ведь у нас катастрофически не хватает пляжей. У нас из 1 тыс. 200 км побережья (это и Азовское, и Черноморское) только 10% занимают обустроенные пляжи. Все остальное непригодно для купания. Вопрос в том, что береговая полоса — это собственность Российской Федерации. И мы как регион самостоятельно работаем, но продвижение идет очень медленно.
Но мы ведем работу и с Росимуществом, и с федеральными органами исполнительной власти для того, чтобы начать строительство и обустройство пляжных территорий. Благодаря поддержке врио губернатора Вениамина Кондратьева федеральные органы нас слышат, и вопрос сдвинулся с мертвой точки. Я надеюсь, что уже в ближайшие несколько лет у нас появятся километры новых пляжей. Сейчас строительные технологии позволяют построить все, что угодно.
Например, насыпной остров? В крае озвучивалось сразу несколько грандиозных проектов о создании насыпных островов. Но ни одного не появилось. Где эти люди, которые собирались строить остров в Сочи?
Ну причем тут люди? Люди где были, там и есть. Проблема в том, что законодательство не позволяло на тот момент это делать. Выяснилось, что они не могут зарегистрировать право собственности: у нас не было законодательства по намывным территориям. То есть если в границах берега строим — проблем нет. А на насыпную территорию кто должен выдавать разрешение на строительство, кто должен это контролировать, по каким нормам? У нас еще очень много «белых пятен» в законах.
Почему китайцы не летят в Сочи
Еще один фантастический проект — привлечь в Сочи 2 млн китайских туристов. Насколько это в принципе реально? Пока мы какого-то наплыва и бума китайских туристов не увидели.
Все, с одной стороны, очень просто, а с другой, сложно. Китайцы хотят ехать к нам, деньги у них есть, мы готовы принимать — у нас есть средства размещения. Но стоимость авиаперелета такова, что за эти деньги можно слетать в Австралию, в Рио де Жанейро — то есть в любой конец света. Зачастую авиаперелет из Пекина в Сочи стоит дороже, чем проживание, питание и экскурсии вместе взятые.
Но они же очень много летают в Европу...
А в Европу дешевле летать, чем к нам, в Россию. На нашем рынке нет авиакомпаний, которые могли бы предложить приемлемые для китайских гостей цены за перелет. Конечно, помог режим открытого неба в Сочи. Авиакомпании получили возможность залетать, приземляться, и они это делают. Но это не повлияло на цену билета. Стоимость не снизилась.
Что в этом случае может сделать сам регион?
Есть несколько предложений, и я надеюсь, они будут рассматриваться во время заседания президиума Госсовета РФ по туризму, который президент будет проводить в скором времени. Как один из механизмов — это дотирование пустых кресел в самолетах. Очень часто туроператор несет риски того, что он продал тур, а человек по каким-то причинам не смог полететь. Продать второй раз эту путёвку уже не реально. Самолет летит, но в нем 5-10 кресел пустые. Соответственно, эта потеря ложится на туроператора. В зарубежных странах есть такая практика: правительство дотирует пустые кресла. Это очень небольшие средства.
Мы подсчитали, что от каждого туриста в среднем 8-10% его трат на курорте в итоге попадает в бюджет. Соответственно, если турист будет отдыхать 10 дней на курортах Краснодарского края, то мы можем смело дотировать туроператору до 20% стоимости авиаперелета. И это не такая большая сумма, так как вероятность того, что одновременно 20% кресел окажутся пустыми — очень мала. Но для туроператора это существенная поддержка.
Проблема в том, что бюджет Краснодарского края может дотировать пустые кресла только в границах региона. На всей остальной территории это должен делать бюджет РФ. Было бы правильно, если бы в программу дотирования авиаперелетов включили бы и это направление. По крайней мере мы будем этого добиваться.