Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Андрей Гладилин: «Задача лицея в Усть-Лабинске — двигать науку в России»

Академический директор Первого университетского лицея им. Н.И. Лобачевского Андрей Гладилин в интервью РБК ТВ Кубань — о миссии образовательного учреждения, инвестициях в проект и перспективах развития науки
Андрей Гладилин: «Задача лицея в Усть-Лабинске — двигать науку в России»

Первый университетский лицей им. Н.И. Лобачевского открыли в Усть-Лабинске в апреле 2022 года. Он создан при поддержке фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело».

— Расскажите, пожалуйста, историю учреждения. Как появился проект, к каким результатам пришел в 2022 году?

— Лицей — это большой и очень продуманный продукт, идею которого его основатель Олег Дерипаска долго вынашивал, прежде чем приступить к реализации. Первые мысли о проекте появились в 2006-2007 годах, тогда же начала зарождаться концепция.

Строительство самого здания лицея началось в 2017 году. В 2022 году лицей ввели в эксплуатацию. Но саму образовательную концепцию мы начали обкатывать заранее, на базе усть-лабинской школы №2.

Первый набор детей был проведен в 2018 году. На базе лагеря «Тополек» провели первую естественно-научную смену, а затем самые успешные ее участники получили приглашения на поступление в лицей. Это были дети Усть-Лабинского района. Так мы набирали лицеистов еще 3 года подряд. Сейчас у нас обучаются 7 - 9 классы.

— Что включает в себя здание лицея? Сколько инвестиций понадобилось для его возведения?

— Это ансамбль из трех зданий — учебного корпуса, кампуса и физкультурно-оздоровительного комплекса, которые соединены теплыми переходами. Их общая площадь составляет около 28 тыс. кв. метров. Территория лицея с парковой зоной занимает 4,5 га. Все это стоило колоссальных денег – порядка 3 млрд рублей.

— На каких условиях идет обучение? Будут ли использоваться бюджетные средства, какие-то гранты? Рассчитывали ли вы, во сколько обойдется обучение одного ученика за год?

— Для детей обучение бесплатное. Год учебы одного ученика обходится как в московских частных школах — 1-2 млн рублей. Ежегодное финансирование составит порядка 650 млн рублей. Мы хотим участвовать в федеральных программах, работаем над тем, чтобы привлечь софинансирование. Но стандартные суммы, которые идут от государства в обычные среднеобразовательные школы, составляют около 26-28 тыс. рублей на ученика за год. Конечно, это несопоставимые по масштабу вещи.

— В СМИ университетский лицей сравнивают с «Сириусом». Корректно ли подобное сравнение с точки зрения образовательной программы?

— Не совсем. «Сириус» — это все-таки лагерь, что подразумевает краткосрочные смены. А мы школа полного цикла.

Что касается образовательной программы, то мы хотели бы работать с мотивированными детьми. В школах, к сожалению, этот момент проседает. Обучение должно быть интересно в первую очередь лицеисту, а не его родителю или учителю. Мы дадим возможности ребенку получить те знания, которые он захочет взять. Но это должен быть его выбор.

Наша основная цель — вырастить будущую технологическую элиту России. В частности, мы надеемся, что наши ученики станут учеными, которые будут двигать российскую науку. Это значит, что оценка эффективности работы лицея будет немного отложена - только лет через 14 мы поймем, останется ли человек в науке.

Сопровождение наших выпускников на всех этапах — одна из целей, которые мы перед собой ставим. В перспективе мы планируем работать с детьми не с седьмого класса, а с четвертого. Сейчас обкатываем эту программу в Усть-Лабинске, уже организованы математические кружки для детей с четвертого по шестой классы. Мы знаем, кто из этих детей мотивирован, и будем их сопровождать от школьной скамьи до защиты кандидатской диссертации.

Мы плотно сотрудничаем с МГУ имени М.В. Ломоносова. Наши дети будут выполнять проекты в связке с университетскими лабораториями, поэтому еще будучи школьниками начнут понимать, что такое научная деятельность.

— В апреле 2022 года стартовал новый набор в лицей. По каким критериям отбираются кандидаты? И насколько велик оказался конкурс?

— Набор школьников в 7 и 10 классы лицея проходит в 2 этапа. Ребята должны зарегистрироваться на сайте, после чего приглашаются на очный экзамен. Поступающие в десятый класс писали три предмета — русский язык, математику и предмет по профилю, который они выбрали. Сейчас на выбор предлагается три профиля — физико-математический, IT и биохимия. По итогам экзаменов составляется рейтинговый список по сумме баллов, и кандидаты из топа рейтинга приглашаются в летнюю школу на базе лицея, которая состоится в июле.

Первый этап проходил в шести городах России — Братске, Шелехове, Красноярске, Нижнем Новгороде, Рязани и Усть-Лабинске. Заявки подали 1,5 тыс. детей, то есть примерно 15 человек на место.

— Как отбирается педагогический состав лицея? Легко ли привлекать хороших педагогов в небольшой город?

— Это самое сложное в образовательном процессе. Костяк у нас есть, но в следующем году мы вырастем в два раза, соответственно, преподавательский состав тоже должен вырасти вдвое. Сейчас в основной состав входят выпускники и преподаватели МГУ, таких людей мы и ищем. Уже есть достаточно большое количество кандидатов, которых мы приглашаем летом посмотреть на город, лицей и попробовать свои силы в летней школе.

— В образовательной программе также заявлена тесная работа с реальным сектором экономики. Как она будет организована, и что она будет в себя включать?

— В программах есть такое понятие, как проектная деятельность, которой лицеисты занимаются в 9 и 10 классах. Мы хотим, чтобы каждый проект становился мини-исследованием. В первую очередь, лицеисты будут сотрудничать с лабораториями МГУ и выполнять научные работы. По мере того, как мы будем расти, лицей будет расширять программу взаимодействия с предприятиями и проводить исследования, решая реальные задачи бизнеса.

— Каким вы видите будущее лицея?

— В первую очередь, мы видим себя как инновационный образовательный центр и кузницу кадров для Московского госуниверситета. Мы также заинтересованы в том, чтобы ребята, получившие хорошее фундаментальное образование в лучшем вузе страны, возвращались обратно на территорию района и занимались её развитием. Те, кто не останется в науке, наверняка смогут занять достойное место на предприятиях.

Если говорить про Усть-Лабинский район, то основную составляющую в экономике муниципалитета сейчас занимает сельскохозяйственная деятельность. Поэтому очевидно, что лицей должен дать толчок для развития здесь биотехнологического кластера.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 октября
EUR ЦБ: 104,87 (+0,42)
Инвестиции, 03 окт, 17:56
Курс доллара на 4 октября
USD ЦБ: 95,03 (+0,52)
Инвестиции, 03 окт, 17:56
Все новости Краснодар
В США хотят восполнит отставниками дефицит кадров в промышленностиЭкономика, 17:44
Пушилин заявил о взятии под «оперативный контроль» всех дорог к КураховоПолитика, 17:44
Генсек ООН приедет на саммит БРИКС в КазаниПолитика, 17:41
Ставший чемпионом мира по хоккею россиянин завершил карьеруСпорт, 17:39
ЦБ установил официальный курс доллара США на выходные и понедельникИнвестиции, 17:33
Укравшего кенгурят проверят на участие в кражах других животныхОбщество, 17:21
Австрийская компания продала «Райффайзен лайф» и ушла из РоссииФинансы, 17:15
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Мишустин утвердил календарь выходных и праздников на следующий годОбщество, 17:12
Масштабирование, обучение, ответственность: открылся форум FranchCamp IVРБК Франшизы, 17:10
Мирра Андреева не смогла выйти в полуфинал турнира в ПекинеСпорт, 16:52
Медведев вышел в третий круг «Мастерса» в ШанхаеСпорт, 16:48
Трамп предрек ад в США при победе ХаррисПолитика, 16:45
Александр Харитонов стал главой Красноармейского района КубаниКраснодар, 16:38 
Хинштейн заявил об отсутствии планов запрещать песни артистов-иноагентовТехнологии и медиа, 16:35