Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Краснодар ,  
0 

Евгений Горобец: «Умный город – это, прежде всего, комфортный город»

Советник мэра Краснодара Евгений Горобец рассказал РБК Краснодар о развитии smart city, диверсификации экономики и перспективах кубанской столицы как города будущего
Евгений Горобец: «Умный город – это, прежде всего, комфортный город»

— Расскажите, пожалуйста, о планах по превращению Краснодара в «Умный город». С чего все началось?

— 17 октября 2018 года на форуме «Открытые инновации» в Сколково Краснодар вошел в международный клуб «умных городов», который ранее учредили Китай и Франция.

Это не только почетно, но и открывает для нас большие возможности для изучения зарубежного опыта по воплощению концепции Smart City. На мой взгляд, нам этого крайне не хватало. Мы будем смотреть успешные кейсы других стран и городов в этой области, оценивать, сможем ли их пересадить на благодатную краснодарскую почву в том виде, в котором они были там реализованы, или же потребуется модификация и переосмысление. Факторов очень много — начиная от законодательных и заканчивая техногенными: это и география, и климат, и уровень жизни населения. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае смотреть, применима ли эта модель успешного кейса к Краснодару или нет.

— Что сейчас власти Краснодара вкладывают в концепцию Smart City? И что в городе станет «умнее»?

— Потом после того, как Краснодар вошел в клуб умных городов, мы начали работу по изучению вопроса в целом — что именно подразумевается под «умным» городом. Сегодня в понимании большинства людей smart city — это, в первую очередь, цифровая экономика, использование Интернета вещей и IT-технологий.

На мой взгляд, smart city — это, прежде всего, комфортный город. А все цифровые технологии — его большая составная часть, те элементы и сервисы, которые позволяют сделать город по-настоящему умным и комфортным.

Для реализации этой концепции и превращения Краснодара в «умный» нам требуется, в первую очередь, сделать серьезный аудит того, что есть в городе. Тут как раз помогут серьезные электронные сервисы, которые дают возможность провести диагностику и выявить, сколько у нас есть «болезней» и насколько они запущены. Тогда мы сможем понять, как их победить.

Прежде всего, все сервисы smart city заточены на быстрое получение услуг горожанами. А власть в результате их наладки получает очень полное представление о городе и в следствии, сможет принимать более эффективные и качественные экономические решения.

— На каком этапе сейчас находится реализация проекта?

— Примерно два месяца Минстрой РФ, который патронирует федеральный правительственный проект «Умный город», собирал информацию и работал над тем, чтобы разработать некий набор стандартов. Там два набора элементов — обязательный пакет и рекомендуемые сервисы.

Все это проходило в очень демократичном режиме — никто никаких точек зрения не навязывал. Наоборот, они собирали инициативы, предлагали какие-то свои интересные вещи. В результате родился свод элементов, который был воплощен в виде нормативного акта.

После, работая с коллегами и перенимая их опыт, мы разработали проект дорожной карты — некой последовательности действий на ближайшие пять лет. При этом мы понимаем, что этот процесс не будет конечным — технологии развиваются, сервисы будут совершенствоваться, добавляться новые.

Пока мы в самом начале пути. 4 февраля в Сочи Минстрой вместе мэрией курортного города и администрацией Краснодарского края провел первую стратегическую сессию. Мы посмотрели, как это происходит.

Следующая стратсессия будет проходить в Краснодаре — ориентировочно в конце февраля. На этих мероприятиях происходит серьезный мозговой штурм. Участники разбиваются на группы в зависимости от отраслей и сфер жизнедеятельности, выявляют болевые точки, потом их ранжируют и предлагают пути решения в разрезе концепции Smart City. Например, как можно ликвидировать огромную дорожную пробку. В частности, если установить «умный светофор», будет проблема решена или нет?

После стратегической сессии и в Краснодаре мы соберем все идеи, которые возникнут, объединим и согласуем стандарты Минстроя и утвердим нашу дорожную карту.

В Краснодаре мы развернули проектный офис, в который вошли как сотрудники администрации города, так и эксперты из разных областей — представители партнерских организаций «Ростелеком», МТС, «Росатом», «Ростех» и так далее.

— Кто будет заниматься реализацией проекта? Планируется ли привлекать частное финансирование инвесторов?

— Условно все элементы умного города можно разделить на две категории. Есть сервисы, которые точно потребуют бюджетного финансирования. Например, создание цифровой платформы по взаимодействию «власть-горожане». Мы сейчас смотрим опыт Москвы, где запущены платформы «Активный гражданин», «Наш город», «Открытые данные». Также оцениваем кейсы Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Липецка, выявляем наиболее интересные практики и анализируем их, чтобы понять, применимы ли они к Краснодару или потребуется создать совершенно новые продукты.

Эта часть, скорее всего, потребует бюджетного финансирования. Не обязательно из муниципального бюджета. Мы надеемся, что нам и Федерация поможет, и Краснодарский край не останется в стороне.

А вторая большая часть — это те сервисы, которые, на наш взгляд, могут быть монетизированы и потенциально привлекательны для инвесторов. Сейчас мы ведем переговоры с представителями бизнеса и смотрим, сможем ли мы их запустить, не дожидаясь никаких бюджетных вливаний.

— О каких сервисах может идти речь?

— Тут есть много направлений. Это «умное» уличное освещение, весовой контроль, взимание штрафов, видеонаблюдение с распознанием лиц, всевозможные электронные карты: от оплаты проезда до туристических продуктов. У них разные сроки окупаемости, разные финансовые модели, они отличаются по привлекательности для инвесторов. Но наши партнеры заинтересованы в их реализации.

Теперь нам нужно разобраться в этой истории, чтобы понять, с кем дальше интересно идти и в какой форме организовать сотрудничество. Это может быть муниципально-частное партнерство, концессия, прямой инвестиционный контракт.

— Что даст Краснодару реализация проекта «Умный город»?

— Безусловно, Краснодар станет удобнее для горожан. Органы управления смогут более эффективно и взвешенно принимать решения, а бизнес получит возможность строить собственные финансовые модели, опираясь на точные данные.

По сути, для города будет создана единая блокчейн-платформа. Участие в пилотном проекте — это исторический шанс для кубанской столицы.

— Вы говорите про возможности для бизнеса. Какие направления диверсификации вы видите?

— Это очень сложный вопрос. Вообще, всегда стоит начинать со структуры городского бюджета. Он в Краснодаре очень сильно зависит от налога на доход физических лиц. Поэтому когда мы говорим о том, что город из-за приезжих стал тесным и неудобным, да, это так. У нас просто не выдерживают инженерные коммуникации и слишком маленькое городское пространство. С другой стороны, приезжие для нас — благо, потому что они вносят свой вклад в НДФЛ.

Другое дело, что мы сегодня не очень понимаем рынок труда. Все эти люди, которые едут в Краснодар жить и работать, кто они? По образованию, по профессии, по навыкам, по компетентности? Нам нужно делать город привлекательным для тех профессий и тех людей, которые действительно нам нужны.

Также я уверен, что туристический потенциал Краснодара очень недооценен. И в этой сфере надо очень многое делать. У нас транзитный город, через который все едут на море. Поэтому стоит задача — всех, кто через нас едет, задержать на сутки какими-то событиями, мероприятиями, ивентами. Люди должны их посещать, оставлять деньги и ехать дальше на море или в горы. Нужно иметь серьезную стратегию развития этого направления.

Третий элемент, который, я считаю, может очень серьезно продвгать экономику города — это мультимодальный хаб, который планируется создать вокруг аэропорта Краснодар. Там предусмотрен, в частности, серьезный грузовой аэропорт. Это очень важный момент для нас, так как сокращение времени в пути — это и экономия средств.

Еще одно важное направление — это создание медицинского кластера в Краснодаре. С одной стороны, медицина — это благородное занятие с общечеловеческой точки зрения. С другой — эти сервисы хорошо коммерциализируются.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Краснодар
Развожаев предупредил севастопольцев об упавших суббоеприпасах Политика, 01:28
Шор призвал молдаван голосовать против евроинтеграции Политика, 01:18
США заявили о ракетном ударе хуситов по танкеру в Красном море Политика, 00:41
Развожаев сообщил, что ПВО отбивает ракетную атаку на Севастополь Политика, 00:22
СК оценит предъявление обвинений на Украине главам ФСБ и Росгвардии Политика, 00:10
Премьер Эстонии рассказала, что мешает поддержке Украины Политика, 00:03
Смена главы Минобороны и названия Superjet: интервью главы «Ростеха» Политика, 00:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Мбаппе принял вызов Болта. Топ-10 самых быстрых футболистов в истории Спорт, 00:00
Два человека пострадали при атаке дрона на село в окрестностях Белгорода Политика, 18 мая, 23:35
В зоне военной операции погиб замком эскадрильи ВСУ Политика, 18 мая, 23:21
В Белгороде вновь прогремели взрывы после объявления ракетной опасности Политика, 18 мая, 23:00
Сальдо сообщил о ранении двух человек при обстреле в Херсонской области Политика, 18 мая, 22:57
Минсельхоз исключил нехватку кисломолочной продукции Экономика, 18 мая, 22:35
Минобороны заявило об уничтожении «Точки-У» над Белгородской областью Политика, 18 мая, 22:25