Вице-мэр Ставицкий: «В Краснодаре не должны строить каменные мешки»
Владислав Ставицкий вступил в должность заместителя главы муниципального образования город Краснодар с 23 декабря 2016 года. В обновленной команде мэрии он отвечает за вопросы строительства и архитектуры.
До назначения с августа 2015 года работал заместителем министра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. В 2014г. – заместителем министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области.
Как обстоят дела с работой над генпланом? На какой стадии сейчас находится документ? Когда его планируется принять?
- Генеральный план — это важнейший стратегический документ, работу по которому мы на данный момент делим на две части. Сначала нужна его масштабная корректировка. Краснодар развивается очень быстрыми темпами, нынешний Генплан не отображает современное положение дел в городе и нуждается в серьезной корректировке.
Мы определили важнейшие проблемы, которые сейчас стоят перед муниципалитетом: социальные вопросы, транспорт, инвестиции, зеленый каркас и прочее. Это аспекты, которые должны гармонично развиваться в городе. Не может складываться ситуация, когда больше внимания уделяется бизнесу, при этом забывается о социальных или транспортных вопросах.
Для доработки Генплана мы рассчитываем на помощь регионального бюджета. По предварительным оценкам, его актуализация обойдется примерно в 140 млн рублей.
Параллельно ведем точечную, хирургическую работу по корректировке и добавлению социальных, зеленых, транспортных и рекреационных зон. Чтобы не терять время и не ждать актуализации всего документа, дорабатываются его отдельные части. Эта работа активно ведется.
В Краснодаре строят много, но внешний вид новостроек зачастую проигрывает. Что нужно сделать, чтобы привести Краснодар к единому архитектурному облику? Как сделать столицу Кубани по-настоящему красивым городом?
- Это непосредственно связано с предыдущим вопросом. Генплан как раз должен определить то направление, куда требуется двигаться в плане строительных инвестиций и комплексного освоения территории.
Что касается эстетики города, ей уделяется огромное внимание. Муниципалитет всегда отслеживает этот момент, стараемся, чтобы был общий архитектурный план. На еженедельных градсоветах при участии экспертов и общественников, мы сейчас активно обращаемся к инвесторам, чтобы делали визуализацию своих будущих проектов. Все проекты рассматриваем детально и критично, и сейчас комиссия по землепользованию и застройке и градостроительный совет — это действующие фильтры, какими они и должны быть.
Кроме того, в ближайшее время начнет работу архитектурный совет, задачей которого является согласование архитектурного облика зданий на этапе проектирования.
Есть ли какие-то наработки по концепции подсветки не только зданий в центре, но и ЖК на окраинах города — особенно на въездах?
- Мы не имеем права навязывать что-то бизнесу. Тем не менее, диалог этот ведется и результаты есть. Конечно, приятно видеть, что инвесторы и застройщики идут навстречу в этом плане. Есть примеры хорошо оформленных как коммерческих зданий, так и жилых комплексов.
Но важно понимать то, что красивая подсветка выгодна, прежде всего, самим застройщикам. Ведь вложения не так уж велики, а внешний вид жилого комплекса существенно улучшается, в итоге вырастет капитализация, так как проще привлечь потенциального клиента. Поэтому компании сами в этом заинтересованы.
Не так давно сообщалось, что для укрепления берега реки Кубань потребуется порядка 3 млрд рублей. Что будет представлять собой обновленная набережная, которая протянется от центра города до Юбилейного микрорайона?
- Проект уже разработали, скоро мы приступим к его актуализации. Здесь необходимо выделить деньги на завершение работы, так как она находилась в промежуточной стадии. Концепцию этого знакового для города проекта мы доработаем и представим горожанам.
Это очень инвестиционно емкий объект, но мы видим, что стратегически нужно разворачивать город в сторону реки. Красивая, благоустроенная набережная станет небольшим туристическим центром и местом отдыха краснодарцев, она нужна кубанской столице.
Часть средств рассчитываем получить благодаря участию в государственных программах при софинансировании или субсидировании из федерального, краевого и городского бюджетов. Используем также инструменты государственно-частного партнерства для реализации этого проекта. Здесь нужно больше, чем просто берегоукрепление. Нужна именно благоустроенная набережная, чтобы не получилось, что деньги будут вложены в неполноценный продукт.
На каком этапе сейчас находится «догоняющее» строительство школ и детских садов в Краснодаре? Где ситуация реально улучшилась уже в этом году? Что будет построено в 2018-2019гг.? За счет каких дополнительных источников возможно ускоренное строительство школ и садов?
- В Краснодаре ведется огромная работа по возведению соцобъектов. Таких объемов в истории Краснодара еще не было. Мы в этом году выкупили два детских сада и начали строительство 10 объектов.
Проблемная ситуация с нехваткой соцобъектов связана с тем, что мы фактически являемся передовиками по объемам строительства и занимаем второе место в России по вводу многоквартирных домов в эксплуатацию. Темпы роста населения неимоверные, за I полугодие 2017г. в городе зарегистрировались 77 тыс. человек. Соответственно, растет и нагрузка на социальную сферу.
Мы ведем работу в нескольких направлениях. Во-первых, при выдаче разрешений на строительство обращаем внимание не только на технологическое подсоединение мощностей и эстетику, но и на обеспеченность соцобъектами. Вот построит инвестор дом, заработает и уйдет. Где потом людям лечиться, куда пойдут их дети в детский сад и школу, где будут заниматься спортом? В Краснодаре не должны строить «каменные мешки», в которых люди будут жить, а выйдя на улицу — оказываться в пустыне.
Во-вторых, мы принимаем участие в программах, которые действуют на территории Краснодарского края и территории РФ, организуются федеральными министерствами.
Но, к сожалению, ситуация достаточно тяжелая, и даже заложенные сейчас школы и детские сады не решат проблему полностью. Это немного разгрузит город, но мы не должны забывать о том, что миграционный и естественный приросты не остановились. Поэтому мы уже сформировали заявку, будем участвовать в программах не только Минстроя России, но и Минобразования РФ.
Результат будет. Конечно, никто не хочет, чтобы его ребенок учился в первом «Ф» классе. Мы это понимаем и работаем над решением этой задачи. А она понятна, надо строить школы и детские сады, непрерывно и много. И первые серьезные шаги на этом пути мы уже сделали.
Краснодар давно задыхается от пробок. Как планы по строительству дорог сейчас соотносятся с планами по развитию города? Планируются ли в будущем крупные инфраструктурные проекты (мосты, развязки и т.д.)? Что реально будет сделано для улучшения ситуации в 2018 года?
- В 2018г. мы планируем приступить к строительству трех переездов через железнодорожные пути. Сейчас перед нами стоит задача по увеличению количества развязок. Исторически сложилось, что город «разрезан» ж/д путями. У нас сейчас три переезда через них.
Есть определенные наработки по трем переездам: Солнечная — Стахановская, Лизы Чайкиной — Уральская, Тихорецкая — Новороссийская. Уже существует рабочая группа, которая прорабатывает этот вопрос: просчитывает КПД и интенсивность транспортных потоков, делает выбор между способом строительства — тоннель или путепровод. В следующем году мы планируем завершить проектирование.
Почему в Краснодаре до сих пор нет нового главного архитектора? По каким критериям его подбирают? Востребованы ли как-то навыки молодых архитекторов, возможно ли появление какого-то консультативного органа с их участием?
- Главный архитектор в Краснодаре есть. В структуре муниципалитета существует департамент архитектуры, заместитель директора которого — Игорь Евгеньевич Мазурок — является главным архитектором. Думаю, не очень корректно говорить о новом при уже существующем, какие бы расхожие мнения ни ходили.
Конечно, мы стараемся привлекать молодых архитекторов, делаем конкурсы среди них и заинтересованы в обновлении кадров в департаменте. Это происходит.
Что власти планируют сделать с Большим островом реки Старая Кубань рядом с парком «Солнечный остров»? В СМИ появилось много разных предположений, в частности, о том, что там планируют разместить турзону с яхтклубом?
- Никаких предположений быть не может, здесь вопрос решен — там будет рекреационная зона. На заседании комиссии по землепользованию и застройке было принято решение о согласовании возможности внесении изменений в ПЗЗ. Сейчас разрабатывается проект, мы его внесем, думаю, через два месяца, специалисты уже готовят документы.
А вот облагораживание Большого острова — это другой вопрос. Но не надо строить домыслы на эту тему. Любой проект или предложение, когда они будут проработаны, а таких сейчас просто нет — будем обязательно обсуждать с горожанами.
Как сейчас в Краснодаре обстоит ситуация с недостроями и проблемными домами? Какие объекты достраиваются и как удается решать проблемы дольщиков?
- Здесь тяжелейшая ситуация, мы ей занимаемся ежедневно. Результаты есть, мэрия проводит большую работу по поиску инвесторов. «Недостроев» пока меньше не становится, обманутых дольщиков много. На всех объектах свои проблемы, где-то есть уголовные дела, где-то к плачевному итогу привело нецелевое использование денег, где-то причина просто в плохом менеджменте.
На данный момент задача по решению проблем обманутых дольщиков состоит из двух частей: решить то, что было, и не допустить появления новых проблемных объектов.
По моему мнению, уменьшить число «недостроев» позволит ужесточение уголовной ответственности, совершенствование законов и направление финансовых потоков исключительно через банки. Когда финансовые организации будут регулировать трату средств и отвечать за них, застройщики не смогут расходовать их не по целевому назначению.