Владимир Масловский: «О красностопе из РФ должны заговорить во всем мире»
— Госдума готовится в окончательном чтении принять законопроект о выделении субсидий виноделам. На ваш взгляд, действительно ли он может помочь развитию винодельческой отрасли?
— Виноделы ждут этого закона уже несколько лет. Впервые о необходимости его принятия заговорили еще лет пять назад, однако процесс двигался очень трудно. Сейчас, наконец, он находится на финишной прямой.
Определенные положения законопроекта, безусловно, облегчат жизнь производителям вина и пойдут на пользу развитию отрасли. Однако нужно понять, в каком виде закон будет принят в окончательном чтении, чтобы говорить о дальнейших перспективах.
На мой взгляд, в большей степени стимулом для производителей станут поправки в налоговом законодательстве — о введении акцизов на виноград, которые в дальнейшем будут вычитаться из акцизов на вино.
Кроме того, после принятия поправок прояснится ситуация с дифференцированными ставками, которые зависят о того, имеет ли вино марку защищенного наименования места происхождения (ЗНМП) и защищенного географического указания (ЗГУ) или нет.
— Может ли введение акцизов привести к удорожанию стоимости производства вина?
— С одной стороны, мы прогнозируем незначительный рост цен, так как налоговая нагрузка, например, на бутылку игристого вина увеличится на три рубля. С другой стороны, очень важно, что преференции получат виноделы, производящие продукты из отечественного винограда.
Есть определенные опасения, что порядок администрирования станет сложнее. Но об этом пока рано судить.
— А как новеллы коснутся выращивания винограда?
— Практически у всех виноделов собственные виноградники — при необходимости они могут выделяться в отдельную структуру. Поэтому, на мой взгляд, сложнее заниматься виноградарством не станет.
Более важный вопрос заключается в том, как потом контролировать правильность исчисления налогов. Эту задачу как раз и предстоит решить с помощью налоговых поправок.
— На ваш взгляд, как повлияет на развитие отечественного виноделия его приравнивание к сельхозотрасли?
— Мы надеемся, что позитивно. Эта идея также обсуждается уже не первый год.
Безусловно, водка и вино — это очень разные продукты, но сегодня они регулируются одинаково. Мы считаем, что принцип регулирования винодельческой отрасли должен быть совсем другим. Здесь и процесс производства совершенно иной, и очень разные рынки.
В первую очередь сейчас обсуждается передача винодельческой отрасли под контроль Минсельхоза. Кроме того, все виноделы хотели бы определенных послаблений в использовании системы ЕГАИС на предприятиях, потому что сейчас она влечет за собой достаточно серьезное бремя для производителя.
— Как вы в целом оцениваете меры поддержки виноделов со стороны государства? И какие еще нужно предпринять шаги, чтобы улучшить взаимодействие в этом направлении?
— Эффективные меры поддержки есть и сейчас. Во-первых, субсидии на посадки виноградников. Эта система действительно работает: деньги выделяются, производителям возмещают часть затрат на посадку виноградников. Действующие субсидии, правда, не компенсируют затрат производителей в тех объемах, в которых это происходит на европейских рынках, однако за последние пять лет сумма заметно выросла.
Во-вторых, существует субсидирование процентной ставки по кредитам на посадку виноградников и на переработку винограда. Эту систему также можно назвать вполне эффективной — в частности, мы в «Абрау-Дюрсо» пользуемся такой мерой поддержки. Здесь тоже бы хотелось, чтобы их объем был больше — так мы приблизились бы к европейским показателям по объемам поддержки винодельческой отрасли.
— На ПМЭФ-2019 обсуждали перспективы создания единого бренда «Российское вино». Как Вы относитесь к этой идее?
— Идея интересная. Правда, я пока не очень понимаю, как это будет работать.
В любом случае нужна направленная государственная или отраслевая политика по продвижению российского вина за рубежом.
Для создания понятного портрета российского виноделия требуется маркетинговая стратегия, в которой будет определены уникальные характеристики — будь то определенные сорта или бренды. Они должны четко ассоциироваться с нашей страной, чтобы однажды о «Красностопе» из России заговорили так же, как о «Совиньоне» из Новой Зеландии.
— Есть ли вообще у российского вина перспективы получить общемировое признание?
— Безусловно, есть. Уже сейчас есть вина, о которых высоко отзываются мировые эксперты. Но их должно становиться все больше, что позитивно скажется на имидже российского виноделия.
Сегодня главная задача в том, чтобы количество винодельческих проектов со временем перешло в качество. Постепенно эта трансформация происходит.
— Ранее «Абрау-Дюрсо» объявило о начале производства сидра из краснодарских яблок. Есть ли первые итоги проекта?
— Мы относились к этому направлению как к эксперименту, изготовив небольшую партию. Однако уже можно констатировать, что у рынка есть коммерческий интерес к новому продукту. На следующий год планируем увеличить количество производимого сидра.
Сейчас он продается только в наших фирменных магазинах и в некоторых ресторанах, но в следующем году мы постараемся, чтобы этот напиток появился и на полках торговых сетей.
— «Абрау-Дюрсо» в 2019 году собиралось направить на реализацию своих проектов 2 млрд рублей. На что именно пойдут эти деньги?
— Два миллиарда рублей — это плановый объем нашей инвестиционной программы на 2019 год. На эти средства планируется строительство нового большого четырехзвездочного отеля в Абрау-Дюрсо, его возведение уже идет полным ходом. Кроме того, планируется выделить деньги на развитие виноградарства и виноделия. Так уже много лет существует программа по развитию собственных виноградников: в прошлом году мы посадили 350 га, а в этом уже 262 га.