Евгений Трефилов: О российском гандболе, воспитании и профессионализме
Гандбольный сезон в стране подошел к своей завершающей стадии. В женском гандболе в самом разгаре плей-офф чемпионата страны, немногим больше месяца осталось до «Финала четырех» Кубка России. Борьбу за оба трофея продолжает краснодарская «Кубань», которая в нынешнем сезоне вернулась в число основных претендентов на медали национального первенства.
Смена статуса краснодарского клуба во многом произошла из-за прихода в команды на пост главного тренера наставника сборной России, олимпийского чемпиона Рио-де-Жанейро Евгения Трефилова.
В интервью РБК Юг главный тренер «Кубани» рассказал о трудностях работы с командой, взаимоотношениях с руководством клуба и Федерации гандбола России, а также поделился своим отношением к проблемам воспитания современной молодежи.
«Кубань» уже завершила выступление в одном из трех турниров, в которых стартовала в этом сезоне. Как оцените игру клуба в нынешнем розыгрыше Кубка Европейской гандбольной федерации?
- Мы завершили выступление в еврокубке бездарно. «Кубань» уступила команде, которую была в состоянии обыгрывать по сумме двух матчей и проходить дальше (краснодарский клуб уступил в 1/4 финала лидеру текущего чемпионата Германии «Битигхайму» – прим. ред.).
Я понимаю, что в этом сезоне нам, наверное, было бы тяжеловато побороться за победу в Кубке ЕГФ. Но дело даже не в этом. Чем выше команда поднимается, тем больше вариантов, что она по-настоящему проявляется. Трудные, серьезные и важные поединки рождают команду, закаляют ее.
Концовка регулярного сезона в чемпионате России получилась для «Кубани» смазанной. Причиной тому накопившаяся усталость после к решающим матчам сезона-2016/17?
- Давайте говорить откровенно. Концовка не смазана, а откровенно проиграна. Мы уступили командам, которым не имели права проигрывать. Я говорю о гостевом поражении в Звенигороде и домашнем от волгоградского «Динамо».
Не могу понять природу возникновения некоторых моментов, которые в корне влияют на наши поражения. Как можно вести в начале встречи 10:1, а завершать первый тайм с преимуществом в один-два мяча (матч с «Лучом» в Москве – прим.ред.)? Это безалаберность, полное отсутствие дисциплины. Игроки более высокой квалификации в «Кубани» просто не выкладываются на площадке, выходят с принципом: «Как получится, так и получится». В спорте так не бывает. В победу нужно душу вложить.
Сейчас у «Кубани» огромный выбор игроков, можно даже сказать, что заявка переполнена. Постоянная ротация состава помогает разгрузить лидеров или же больше мешает наигрывать связки на площадке?
- Это очень плохо. Мы недорабатываем на тренировках. Игроки, которые должны выходить в основном составе, не получают должную нагрузку. Получается, что на сегодняшний день в «Кубани» по званиям есть основной состав, а по игровым качествам его нет. Присутствие в команде заслуженных мастеров спорта должно было сказаться положительно. А они играют иногда хуже, чем резервистки.
Есть ли у вас уже сейчас понимание, какое количество игроков покинет команду по окончанию нынешнего сезона, а сколько останется в клубе на будущий?
- У меня такое понимание есть. Должны остаться игроки, которые будут биться за «Кубань», за флаг клуба. Даже если игрок команды с высокой квалификацией изъявит желание перейти в другой клуб, я возражать не буду.
Думаю, что у молодых гандболисток будет больше желания показать себя, отличиться. Мне иногда кажется, что опытным и титулованным игрокам уже ничего не надо.
Хотя спорт – это такая штука, что еще вчера ты на пьедестале, а уже сегодня тебе нужно снова пахать и взбираться на него с самых низов. У нас, к сожалению, получилось, что ряд игроков свесили ноги с пьедестала и побалтывают ими.
Сейчас в национальную сборную на матчи «Золотой лиги» вызывается большое количество игроков «Кубани». Для многих вызов в сборную – это, прежде всего, аванс? Или же эти гандболистки краснодарского клуба на сегодняшний день действительно сильнейшие игроки в стране на своих позициях?
- К сожалению, из состава олимпийской команды прошлого года у меня остались два-три человека, которые сейчас могут приехать на сбор. У остальных болят ноги, отваливаются руки. Другие рожают, бросили прогрессировать, завершили карьеру в сборной. Некоторые посчитали титул олимпийских чемпионок последним для себя. Желания доказать свой уровень ни у кого нет.
Поэтому приходится вызывать новых игроков. Но к сожалению, никто не хочет закрепиться в сборной. Нагрузки в команде достаточно большие. Игроки «Кубани» считают, что серьезные нагрузки и в клубе и в сборной – это слишком много для них. Буду только надеяться, что некоторых молодых игроков в душе желания отличиться больше, чем у гандболисток, которые за спиной уже что-то имеют. Сейчас к нам в спорт пришла беззубая молодежь. Оправданий этому можно найти огромное количество, но нам от этого не легче.
Я не от того беру в сборную много игроков из «Кубани», что хочу как-то выделить свой клуб. Ничего подобного. Я хочу выиграть. В других клубах люди точно такие же, как у меня. Но мои по крайней мере быстрее поймут мои задания, им проще адаптироваться к моим требованиям. У других наших тренеров видение текущей ситуации другое. Сейчас мы держимся в том числе и благодаря тому, что Федерация гандбола России принимает более или менее трезвые решения. Так бы без этого уже давно скатились бы в «ноль».
У нас в стране есть одна большая проблема – особо никто не хочет работать. И в «Кубани» то же самое. У нас на каждой второй тренировке слышны возгласы: «Евгений Васильевич, давайте заканчивать!», «Евгений Васильевич, хватит! ». Напрягаться, работать не из-под палки никто не хочет. Поэтому тренировку приходится начинать с того, чтобы раскачать игроков.
В кубанском гандболе есть перспективная молодежь? Как вы оцениваете работу детско-юношеской гандбольной школы в регионе?
- Пока оцениваю на троечку. Я не вижу пока молодежь, которая могла бы сейчас безболезненно вписаться в основную команду. Дубль у меня, откровенно говоря, «дохленький». Одного-двух человек может быть я оттуда возьму, но не больше. Выбирать пока не из чего.
Поймите правильно, спад сейчас идет во всех школах, во всех регионах. Взять к примеру тольяттинскую школу. Там нет сейчас звездочек – там идет сплошной массив из игроков примерно одинакового среднего уровня. По тому, что я видел, могу сказать, что в Ростове сейчас достаточно неплохой дубль. Но от дубля до основной команды нужно проделать огромнейший путь, через работу, через профессиональный рост. С этим справляются не многие. Талант – это всего лишь 10% успеха.
В чем «Кубань» должна прибавить, чтобы бороться за медали чемпионата страны и Кубок России уже в этом сезоне?
- В желании выиграть. Его у наших игроков за весь сезон я видел в двух-трех матчах. Человек должен выходить на площадку, на поле, на ринг, на татами, и биться. Только тогда будет результат. Прошедшие матчи показывают, что когда с нами начинают биться, образно говоря, «убивать» нас, мы в этих ситуациях находимся не в своей тарелке.
У меня очень много претензий к опытным игрокам, хотя они со мной уже ни один сезон. Ну тут претензии в том числе и ко мне – что воспитали, то и имеем.
Как найти стимул для таких игроков после достижения главной вершины в гандболе – победы на Олимпиаде?
- Нет у них в душе ничего. Сегодня, к сожалению, мы всюду раструбили, что у нас в спорте профессионалы. А профессионального подхода к делу у нас нет. Что такое профессионал? Человек, который свою работу выполняет на «отлично». Эта трагедия у нас во всех видах спорта: люди мало того, что не дорабатывают, так еще и требуют к себе внимания и финансовых вливаний.
Приходит игрок и говорит: «Дайте мне такую-то зарплату». Вопросов нет, держи деньги. Но ты их должен отработать. Если этого не происходит, родной, от твоей заплаты за невыполнения обязанностей по контракту мы будем отщипывать. И тут начинаются возмущения: «А зарплата постоянная, вы ее трогать не можете». Получается ситуация, что игроки могут требовать с клуба, а клуб с игрока не имеет права.
Мы сейчас больше разговариваем, чем душу вкладываем. И я, к сожалению, становлюсь таким же. Все идут в одну сторону, и я туда же.
Мы выиграли Олимпиаду. Все получили медали, звание Заслуженных мастеров спорта, премии. Не прошло и восьми месяцев, а они же уже поперли на меня с критикой. Без проблем, ваш выбор. Я согласен, у меня много недостатков. Но если вы заняли такую позицию, не приближайтесь ко мне, критикуйте в стороне и с этого котла не кушайте.
В «Кубани» существует система штрафов? Если да, насколько она действенна?
- Моя система штрафов наткнулась на стену непонимания. Человек должен стремиться к тому, чтобы заработать свои деньги. А получается по схеме: пришел к кассе – получил.
Мы все одинаковые, все мы стремимся к большей зарплате, лучшим условиям. Но это нужно доказывать. Боюсь, что нынешнюю ситуации уже не изменишь.
В советское время в основе всего лежало воспитание в семье. Сейчас ситуация не изменилась, просто недостаток воспитания стал острее. От неправильного воспитания появляются те, кто на бешеной скорости на машинах сбивает прохожих, устраивает страшные аварии, стреляет в клубах.
К сожалению, на сегодняшний день я могу сказать, что знаю не всех мам своих подопечных. Я мужей их больше знаю, чем мам. А родитель в большинстве случаях отдает свое чадо и забывает поинтересоваться, что с ней происходит. Родная моя, ты хоть узнай, может я здесь «дом терпимости» открыл!
Отсюда у нас все идет наперекос. Отсюда эта молодежь, которая выходит на митинги. Какой красавец, судьбу моего государства будет решать! Сопляк! Ты своей барышне бутылку пива не знаешь на что купить – у папы занимаешь деньги! Откуда у него может быть понимание, что нужно делать со страной и как всем жить?
У меня есть эталоны спортсмена, на которых нужно равняться. Не буду называть фамилии. Но для меня они почти святые люди. Может, в жизни они, мягко говоря, не идеальные, но в спорте по подходу к делу и профессионализму для меня они святые.
Сейчас модна практика привлечения психолога для спортсменов в неудачные отрезки карьеры. Чем может помочь психолог? Как он может понимать проблемы спортсмена, не будучи спортсменом? Чтобы стать каменщиком, нужно сначала попробовать замесить раствор и потаскать кирпичи. Только потом тебе дадут кирпич положить, а потом может расскажут, как «шовчик» делать.
В свое время жизнь меня свела с высокими людьми, очень высокими. В том числе руководителем государства. От изречений некоторых из них я только руками разводил: «Система управления везде одинаковая – что в космосе, что в ЖКХ». Нужно быть сумасшедшим, чтобы такое говорить, а тем более так думать. Нужно знать свою работу. В противном случае получаются ситуации, когда в город присылают нового мэра, а он название города пишет с ошибками.
Есть ли в нынешнем составе «Кубани» игроки, которые на ваш взгляд совершили качественный профессиональный скачок в этом сезоне?
- Я бы хотел сказать обратное, но по-настоящему качественного скачка не вижу ни у кого. А что в «Кубани» было за последнее время? 18 лет забвения? Седьмые, шестые, пятые места после Тарасикова? Какой бы ни был Тарасиков, как бы к его персоне ни относились – он выиграл для «Кубани» медали и еврокубки.
Сегодня, к сожалению, медалей в Краснодарском крае нет. Зато есть критика в мой адрес. Зачем этим заниматься сейчас? Давайте сделаем, а потом посмотрим на результат. Давайте заработаем, а потом будем решать, чья это заслуга. Давайте заработаем, а потом поделим. Только делить пока нечего.
Команды у нас я пока не вижу. У нас сегодня одна ярко сыграл, завтра другая. Стабильности нет. А в команде должен быть лидер, должен быть настоящий капитан, не для галочки. К слову, к выборам капитана я отношусь резко отрицательно. Капитан рождается в раздевалке. Но он и на площадке должен быть капитаном и лидером. Если в игре на тренировках он будет отбывать номер, в раздевалке никто воспринимать его не будет. Есть коллектив, который принимает или нет. И никакой тренер на решение всего коллектива повлиять не сможет.
Вы чувствуете, что с вашим приходом и приход большого количества титулованных игроков в «Кубань» интерес к гандболу со стороны болельщиков в Краснодаре возрос?
- Безусловно, победа нашей сборной на Олимпиаде качнула маятник. Интерес к гандболу вырос. Но теперь нужны победы, нужно доказывать болельщикам свою состоятельность. Поражения всегда отталкивают. Человек приходит на трибуны, чтобы увидеть зрелище. Но когда на этом зрелище его команда исполняет роль статиста, положительных эмоций у него не прибавляется.
Судя по выступлениям российских клубов в нынешнем еврокубком сезоне, видна большая разница в уровне наших ведущих команд и представителей ведущих европейских чемпионатов. В чем причина такой разницы в результатах?
- У нас неправильный подход к работе с детьми и молодежью. У нас во главе угла уже в командах юных возрастов ставится результат. Чтобы его добиться, игроки должны прежде всего физически окрепнуть. Мы требуем результата здесь и сейчас от еще неокрепших детей. Мы идем против природы. Отсюда и ситуации, когда талантливые игроки попросту ломаются еще в самом начале карьеры. В Европе результата от детей вообще не требуют. Там прежде всего работают на то, чтобы вовлечь детей в игру, заинтересовать в спорте, пробудить в них какие-то стимулы для дальнейшего роста.
В женском гандболе есть три этапа, на которых существует риск потерять талантливых игроков. Первый – после 9-10-го класса, когда мама говорит ребенку: «Бросай гандбол, получай образование». Второй – уже после школы, когда самые красивые девушки «улетают» замуж. В гандболе при этом остаются из десяти одна. Это очень ощутимые потери. Ну и третий, когда уже окрепшие игроки в разгар своей карьеры решают рожать и полностью посвятить себя своей семье.
В российском женском гандболе заметна разница в классе между условно первыми шестью клубами Суперлиги и оставшимися командами. Насколько это мешает клубам проявить себя в Европе? Насколько тяжело настраивать команду на решающие поединки в еврокубках после «проходных» игр в чемпионате страны?
- В Европейской гандбольной федерации существует положение относительно количества команд в национальных чемпионатах. Федерации стран должны ему следовать.
Я уверен, что если бы в высшей лиге остались шесть равнозначных или хотя бы сопоставимых по силе команд, чемпионат стал бы интересней. В каждом матче команды играли бы на победу, каждое очко было бы на вес золота. У игроков не было бы мыслей: «Сегодня проиграем, в следующем матче с аутсайдером доберем».
В матчах между командой высокого уровня и командой низкого всегда действует один принцип: команда высокого уровня опускается, а команда низкого в таких встречах растет.
После Олимпийских игр российский женский гандбол сейчас ассоциируется с двумя именами – Евгением Трефиловым и Сергеем Шишкаревым. Сейчас и в клубе вы действуете в тандеме. Насколько у вас налажены взаимосвязь и диалог с главой Федерации гандбола России и с инвестором ГК «Кубань»? Можно ли назвать Трефилова и Шишкарева – тандемом единомышленников?
- Я могу сказать только одно: перед Шишкаревым я снимаю шляпу. Он все сделал для того, чтобы женская сборная стала Олимпийским чемпионом. Но ему очень тяжело, и было тяжело. В первую очередь, в федерации ему досталось очень незавидное наследство. Впереди еще очень много работы, так что в одиночку ему будет тяжеловато сдвинуть этот воз.
Я полностью понимаю заботы Сергея Николаевича, его занятость, как человека бизнеса. Но сейчас я вижу, что относительно гандбола его запал не угас. Более того, возрождение женского кубанского гандбола, вывод ГК «Кубань» на новый уровень – это его идея, его желание. Сейчас он полностью поддерживает клуб. Но одно понятно точно – без поддержки Шишкарева вывести российский гандбол на качественно новый уровень будет крайне тяжело.
Взаимопонимание? Моя работа в зале, его в кабинетах. Во всяком случае, недопонимания между нами нет. Пока. Может быть в дальнейшем оно и возникнет. В спорте так – сегодня ты великий тренер с трофеями и наградами, а завтра безработный. От этого никто не застрахован.