Иван Куккоев: «Универсальных ключей к успеху не бывает»
Предприниматели из Краснодарского края Иван Куккоев и Иван Романченко начинали с изготовления декораций для народных гуляний и квестов, а затем нашли нишу с международным потенциалом — оказалось, что деревянная кухонная утварь кубанского производства востребована за рубежом.
Контракт с глобальной компанией Auchan Retail открыл для них международный рынок и позволил увеличить оборот более чем вдвое. Разделочные доски, скалки и лопатки для пищи кубанского производства продаются сейчас более чем в 20 странах мира, включая Францию, США, Великобританию и Китай.
— На форуме «Мой бизнес» вы были в двух ипостасях — как амбассадор бизнеса и как бизнесмен. Как вы можете оценить мероприятие с точки зрения практической пользы для предпринимателей?
— В этом году у форумов «Мой бизнес» и «Дело за малым» была действительно насыщенная программа, причем именно в плане прикладных знаний.
Если говорить непосредственно о бизнесе, то у меня было много настоящей живой работы и полезных контактов. Даже наклюнулся один небольшой контракт.
В качестве амбассадора я видел в «Менторской гостиной» ребят с очень интересными идеями. Многие, конечно, пока не до конца понимают, чем они занимаются, но это нормально — мы находились там именно для того, чтобы что-то посоветовать. По меньшей мере один проект, на презентации которого я был, имеет действительно серьезный потенциал
— Какие ошибки вы бы посоветовали не совершать начинающим бизнесменам?
— Очень многие начинают работать с друзьями. Можно подружиться с человеком в ходе бизнеса, но обычно, если ты запускаешь проект с уже состоявшимся близким другом, то противоречия в итоге хоронят общее дело.
Моя первая история — рекламное агентство, которое я делал со своим другом. Мы остались друзьями, но после закрытия проекта около года не общались.
— Основная часть прибыли компании «А-Фабрик» приходит за счет экспорта. Почему было принято решение стать экспортно ориентированной компанией? И какие первые шаги вы сделали, чтобы выйти на внешний рынок?
— Мы производим разделочные доски, деревянные скалки и различную кухонную утварь — то, что пользуется популярностью во всем мире. Поэтому решение продавать это в т.ч. и на международных рынках было естественным и спонтанным, оно шло «от продукта».
Первым шагом была сертификация. Это было очень непросто, потому что требования к продукции в ЕС, куда мы начали экспортировать, серьезно отличаются от российских. Зачастую дело даже доходило до анекдотических ситуаций: в одном из тестов был задействован человек, который буквально нюхал наши разделочные доски, т.е. они не должны были пахнуть.
— Насколько сложно и дорого переориентировать компанию на экспорт?
— Мне сложно оценить, потому что мы изначально росли и развивались как экспортно ориентированная компания. Вся наша история, по сути, началась с выхода на мировой рынок.
Обычно компании начинают с заполнения географии на внутреннем рынке и приходят к экспорту только после того, как они состоялись — сформировали команду, обросли связями, заняли все возможные каналы. Мы же начали экспортировать практически в статусе стартапа — очень маленькой компании, нас тогда было около 20 человек.
Экспорт — это не дополнение к бизнесу. Крупная компания может выделить себе целый департамент, который будет заниматься экспортом. Но это отдельная история, и зачастую экспортный департамент функционирует как самостоятельная компания, действуя согласно глобальной рыночной логике, которая очень отличается от внутрироссийских продаж.
— Что бы вы могли посоветовать малому и среднему бизнесу, который только задумывается об экспорте? Стоит ли выходить на внешние рынки или сначала нужно закрепиться на внутреннем?
— Это сложный вопрос. Во многом нас в сторону экспорта подтолкнула конъюнктура рынка. Я не скажу, что наша конкурентоспособность на глобальном рынке базируется только на слабом курсе рубля, но этот фактор нам помог туда выйти. Если сейчас рубль укрепится, то мы все равно там останемся, потому что уже закрепились.
Если у тебя продукт с международной перспективой, то в условиях конъюнктурной ситуации ты рискуешь упустить время, пока будешь ждать, пока заполнишь российский рынок, который, ни для кого не секрет, сейчас сдувается. Поэтому мне кажется, что нужно действовать быстро.
С другой стороны, быстро — это не значит необдуманно. Сейчас, например, Российский экспортный центр, компании Ernst & Young и PricewaterhouseCoopers предлагают условия для оценки экспортного потенциала компании. Причем методики там достаточно адекватные.
Сначала надо понять, дорос ли ты, позволяют ли тебе финансы, готов ли ты к очень длинной, затяжной и сложной игре. Мы старались делать все как можно быстрее, но первые отгрузки за границу пошли только через два года после начала этой работы. Все это время мы жили на эффекте низкой базы от локального рынка и только на экспорте начали кратными темпами наращивать свои обороты.
— Многие начинающие предприниматели очарованы коучами, менторами и амбассадорами. На ваш взгляд, когда человек только начинает свой бизнес, ему надо больше работать или больше слушать советы экспертов?
— С одной стороны, тебя никто не научит, как вести собственное дело. Я не разделяю одержимость «успешным успехом» — когда человек приходит к кому-то, чтобы его зарядили. Если человек нуждается в том, чтобы его зарядили, он не предприниматель. Ты либо сам себя поддерживаешь в этом состоянии, либо тебе повезет найти партнеров и членов команды, которые будут объединены с тобой одной целью и тоже будут выступать своего рода коучами. Универсальных ключей к успеху не бывает.
С другой стороны, не надо путать коучинги и тренинги, которые просто заряжены на мотивацию, с реальными программами, которые могут дать знания, которых у тебя нет. Например, программа mini-MBA или сжатые тренинговые программы в той или иной отрасли. Я вижу в них смысл, и сейчас мы активно обучаем наших сотрудников