Иван Труфанов: «На 2023 год мы в Broniboy стараемся не планировать»
Сервис доставки Broniboy был запущен в Краснодаре в 2017 году. В период 2017-2020гг. оборот компании вырос в 3,5 раза до 209 млн рублей. В 2020–2021гг. Broniboy привлек 230 млн рублей на выход в Москву и другие города России, а в марте 2022 года — еще 500 млн рублей на дальнейшее масштабирование. В апреле 2022 года сервис объявил о выходе на рынок Узбекистана.
— Как изменился рынок доставки Краснодара за пять лет?
— Когда мы начинали работать в Краснодаре, были только мы и «Антей-Сервис». Сейчас все привыкли, что в Краснодаре есть Broniboy, «Яндекс», Delivery Club, а более ранние сервисы, наверное, отошли на второй план.
Эта услуга стала нормой нашей жизни, люди значительно чаще заказывают еду из ресторанов. За пять лет появилась доставка продуктов разного формата — экспресс, покупки впрок с большим чеком.
— В 2018 году вы упоминали, что планируете занять 40% отраслевого рынка Краснодара и Краснодарского края? Удалось ли воплотить эти планы, и какое место сейчас занимает компания в регионе?
— По нашим оценкам, мы лидируем в регионе по обороту. Это цифра 40-45% рынка Краснодара, в меньшей степени — ЮФО. С точки зрения количества заказов наша доля чуть меньше, потому что средний чек в сервисе выше, чем у конкурентов. По числу заказов мы занимаем 35% рынка.
— Что происходит с выручкой компании?
— В 2022 год мы заходили с планом вырасти втрое по выручке. Основными источниками этого роста должны были стать запуски новых регионов. Сейчас мы запуск новых городов временно поставили на паузу из-за непонятной экономической ситуации. Ориентируемся расти в городах присутствия, в том числе тех, которые были запущены в 2021 году. По скорректированным планам рост будет в два раза к текущей выручке. Это план минимум, на который мы целимся.
— Несмотря на приостановку запуска сервиса в новых городах, компании в апреле 2022 года удалось выйти в Узбекистан. Отмечалось, что инвестиции составят около 300 тыс. долларов. Сколько времени, по вашим оценкам, понадобится на окупаемость выхода?
— Мы не оцениваем запуски с точки зрения окупаемости всех наших вложений. Мы смотрим, в первую очередь, на выход в точку нуля. По плану до конца года мы в Узбекистане операционно должны быть в нуле. Начиная с января, он начнет отбивать запуск, и вероятно в 2023 году это удастся сделать.
В 2022 году мы планируем выйти совокупно в три города Узбекистана — Ташкент, где мы уже работаем, Бухару и Самарканд.
— С какими трудностями столкнулись службы доставки в Краснодаре после февральских событий? Повлиял ли на работу Broniboy уход иностранных заведений общепита?
— Для нас любой стресс в экономике — нынешний и тот, что был в начале пандемии — выглядит примерно одинаково. В моменте падает спрос, потому что люди решают сэкономить деньги и потратить их на что-то более полезное, чем доставку. Эта просадка длилась где-то 1,5-2 недели. После этого спрос начал возвращаться до показателей, которые были до всех этих событий. За исключением того, что часть аудитории просто перестала заказывать. Мы пока не до конца понимаем, какая конкретно это цифра. По нашим предположениям, они сменили место жительства.
Большая часть оборота сервиса приходится на локальные бренды. Это не фастфуд, а рестораны чуть выше среднего. С ними все в порядке, они никуда не уходили. Что касается новых подключаемых партнеров, то сейчас проблем с этим нет, поток остался прежним. Но по нашим оценкам, количество ресторанов будет уменьшаться. В первую очередь, за счет вновь открываемых мест. Пока не совсем понятно, будет ли такое же количество желающих инвестировать в открытие ресторанов.
— Сколько всего партнеров у Broniboy? Есть ли планы увеличивать их число?
— В Краснодаре около 1 тыс. партнеров. Совокупно к Broniboy подключено порядка 10 тыс. партнеров по всем городам. В этом году планируем довести эту цифру до 20 тыс. Мы считаем, что это полностью выполнимо, потому что, по нашим оценкам, в городах нашего присутствия открыто около 100-150 тыс. ресторанов. До этого потолка нам далеко, но кажется, что эта цифра в 100-150 тыс. будет снижаться.
— За последние два года многие компании отмечали нехватку курьеров. Сталкивались ли вы с дефицитом кадров и как решали проблемы?
— Фактически, дефицит курьеров закончился 24 февраля. До этой даты действительно была нехватка. Все шло к тому, что средний доход курьера повышался, в Москве часто переваливал за 100 тыс. рублей в месяц.
После последних событий рынок начал меняться, появилось большое количество кандидатов, которые хотят работать. В этом плане мы сейчас проблемы не испытываем.
— В конце февраля 2022 года «Яндекс» сообщил об утечке данных пользователей «Яндекс. Еда». С аналогичной проблемой сталкивались и другие маркетплейсы. Были ли подобные атаки на Broniboy, и как выглядит защита персональных данных пользователей приложения?
— Мы тоже сталкивались с попытками атак на Broniboy. К счастью, ничьих персональных данных это не коснулось. Это были атаки, нацеленные на то, чтобы лишить нас возможности работать. Что-то подобное тому, что недавно происходило с Rutube, но в меньших масштабах. Для нас это обернулось кратковременной приостановкой работы, в районе часа, после этого проблемы были устранены.
Мы всегда довольно активно инвестировали в защиту персональных данных. У нас есть как набор внутренних методов, то есть сотрудники с доступом к персональным данным подписывают документы о неразглашении, так и технические средства, которые обеспечивают защиту нашей инфраструктуры.
— В 2022 году вы были номинированы в рейтинг «30 до 30» по версии Forbes. Что для вас значит этот статус?
— Я на самом деле не знаю, как это произошло, это же работает как «черный ящик». За что номинировали, может, понятно, но как они выбирали, не рассказывают.
Если честно, войти в список «30 до 30» мне казалось классным достижением. Но ожидание было более интересным, чем сам факт.
— Какие планы компании на 2022-2023 года?
— На 2023 год мы стараемся не планировать. На текущий год наш план с учетом всех корректировок — выйти на прибыльность, чтобы не зависеть от привлечения будущих раундов инвестиций. Мы считаем, что в России у нас такой возможности не будет. Планируем это сделать, с одной стороны, за счет сокращения внутренних расходов.
С другой стороны, у нас есть понимание, что рынок маркетинга в России довольно сильно поменяется. Поскольку зарубежных игроков не осталось, фактически осталась либо телевизионная реклама, либо офлайн. Мы считаем, что классно умеем делать офлайн и сможем на этом сохранить свои темпы роста, при этом снизив расходы.