Мнение: закрытые аэропорты приведут к падению турпотока на курорты Кубани
Больше всего новая экономическая реальность отразилась на туристической отрасли тех регионов, где с 24 февраля закрыты аэропорты. Хуже всего с загрузкой отелей будет в Крыму и Адыгее, считает вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств» Алексан Мкртчян.
«Единственные воздушные ворота в Адыгею проходили через Краснодар. Сегодня люди массово продолжают снимать брони в этом регионе. Сюда уже не едут Новосибирск и города, находящиеся восточнее: Красноярск, Иркутск, Чита, Владивосток, Хабаровск, Магадан, Иркутск, Камчатка, Норильск. Новосибирск», — рассказал Мкртчян.
Запрет на полеты в 11 аэропортов Юга России был введен 24 февраля — с началом спецоперации на Украине. Были прекращены рейсы в Анапу, Краснодар, Геленджик и Ростов. Продолжает работать аэропорт Сочи, действуют воздушные гавани Ставрополя и Минеральных вод. Последний раз ограничение было продлено до 31 мая.
По словам эксперта, главным бенефициаром юга страны останется Сочи, куда самолетами полетят жители центральной России и Урала.
«Сочи, понимая свой монополизм, поднимает цены. Курорт уже подорожал на 30%. Стоимость размещения выросла даже по сравнению с прошлогодним повышением», — комментирует Мкртачян.
Наиболее перспективными регионами в текущей ситуации Мкртчян назвал республики Кавказа, где по-прежнему работают аэропорты в Нальчике, Владикавказе, Грозном, Махачкале.
«Учитывая цены в Сочи, очень многие туристы сегодня выбирают Дагестан. Там есть теплое Каспийское море и цены ниже, чем в Сочи в среднем на 30%. Дагестан получит дополнительно примерно 40% турпотока» — считает эксперт.
По мнению представителя ассоциации, спасти сезон на Кубани удаться тем отельерам, которые догадаются первым снизить цены на период с июля по август. Он отметил, что в первую очередь необходимо задуматься о пересмотре ценовой политики отелям Черноморского побережья. По оценкам эксперта, снизить цены необходимо минимум на 40%.
«Я бы порекомендовал отелям Анапы, Новороссийска и Геленджика не плакаться в СМИ из-за низкой загрузки. Напомню, один крупный отель в Анапе сегодня за сутки просит 20 тыс. рублей, при том, что температура моря здесь около 16 градусов, купаться невозможно. Другой известный бренд тоже в Анапе предлагает пожить у него за 16 тыс. рублей в сутки. Обычный городской отель в Новороссийске, который носит имя одной мировой цепочки, стартует от 10 тыс. рублей в сутки», — рассказывает вице-президент ассоциации.
Алексан Мкртчян считает, что по итогам года не очень хорошие показатели в отрасли ожидает Адыгею, Краснодар (по данным ассоциации АТА, на сегодняшний день в Краснодаре загрузка отелей не превышает 30%), Ростовскую область. У последнего региона есть шансы улучить итоги за счет транзитных туристов.
В то же время эксперт не видит проблемы в уходе крупных иностранных брендов. На их месте быстро появятся новые имена с прежними ценами и услугами, считает эксперт.
В части реализации инвестиционных проектов, от инвесторов потребуется больше вложений, говорит представитель ассоциации.
«Удорожание стоимости инвестпроектов приведет к увеличению сроков их окупаемости. Если раньше отель мог бы окупиться за 12 лет, то теперь будет окупаться за 16 лет. Все проекты в Абрау-Дюрсо, Благовещенке, Красной Поляне — хорошие. Только теперь везде нужно будет потратить на несколько десятков миллиардов рублей больше», — поясняет эксперт.
По прогнозу Мкртчяна, аэропорты юга страны не будут открыты до конца лета, поэтому с туристическим сезоном в Сочи будет все хорошо, в то время как остальным курортам Юга России будет непросто.
«В этом году нужно потихоньку забывать термин «курорты Краснодарского края», поскольку кто-то в этом краю условно получит все, а кто-то не получит ничего», — поясняет он.