Несчастливый год «Магнита»: перспективы крупнейшего российского ретейлера
В конце января 2018 года ПАО «Магнит» опубликовало предварительные итоги финансовых результатов за прошлый год и прогнозы за текущий. Следом за обнародованием результатов активы компании в очередной раз обвалились в цене — их стоимость упала на 5%.
История падения
Впервые«Магнит» стал крупнейшим по объемам выручки ретейлером России в 2013 году.
Худшим в истории для компании Сергея Галицкого оказался 2016 год — чистая прибыль впервые сократилась почти на 8% и составила 54,3 млрд рублей. Выручка «Магнита» в течение года выросла всего на 12,8% (до 1,069 трлн рублей) — это самый низкий темп роста за последние 11 лет.
В результате компания потеряла 39 позиций в списке крупнейших публичных компаний мира Global 2000 по версии Forbes.
В начале 2017 года, «Магнит» давал прогнозы по ростуна уровне более 10%. В сентябре оценка была скорректирована до 8-10%, которых тоже не удалось достичь.
По итогам 2017 года рост выручки оказался на уровне 6,37% — с 1 074,81 млрд руб. за 2016 год до 1 143,29 млрд руб. за 2017 год. Согласно данным неаудированных результатов деятельности «Магнита» за 2017 год по МСФО, чистая прибыль составила 35,53 млрд против 54,41 млрд руб. годом ранее (т.е. почти на треть меньше). Эксперты отмечают, что на настоящий момент «Магнит» прирастает медленнее ближайших конкурентов.
По оценкам финансового директора ретейлера Хачатура Помбухчана, причинами таких финансовых результатов послужили «дефляция на полке, закрытие неэффективных магазинов» и сбой в работе касс в конце декабря 2017 года, из-за которого компания потеряла около 1 млрд рублей.
Так как результаты оказались ниже запланированных, компания второй раз в истории отказалась от выплаты дивидендов (после IPO на Московской бирже это происходило только в 2007 году).
Исторически максимальную сумму «Магнит» выплачивал в 2015-м — 179,7 руб. на акцию, т.е. почти 17 млрд рублей.
По итогам I полугодия 2017 года «Магнит» перечислил дивиденды в размере более 10 млрд рублей.
Ретейлер делает осторожные прогнозы на 2018 год — рост выручки в рублевом выражении ожидается на уровне 7-9%.
«Магнит» собирается в этом году открыть 2220 новых магазинов, а также провести реновацию еще 1200, сообщается в документах компании. Капитальный объем инвестиций должен составить 55 млрд рублей.
Ради дела: «Магнит» вкладывает в промпарки, аптеки и опт
Пока основной бизнес краснодарского ретейлера показывает двухлетний спад, компания активно диверсифицирует направления работы. В частности, в 2017 году Сергей Галицкий продал пакет акций стоимостью $700 млн. При этом 60% от общего объема вырученных средств будет направлено на расширение сети. На открытие новых «магазинов у дома» компания потратит порядка 25% от объема привлеченных средств и порядка 15% на магазины дрогери.
Оставшиеся 40% пойдут на усиление вертикальной интеграции, сообщал РБК Краснодар ранее. В ближайшие три года компания планирует вложить до 80 млрд руб. в т.ч. в развитие сельскохозяйственных и производственных кластеров в Краснодаре, Твери и Тольятти.
Также в 2017 году ретейлер запустил три тестовых магазина «Магнит-Опт» и несколько аптек на базе уже существующих магазинов.
Сложности роста и перспективы
Большого интереса со стороны инвесторов к акциям «Магнита» в ближайшем будущем ждать не стоит — пока выручка не вернется к росту, уверена ведущий аналитик ГК «ФИНАМ» Наталья Малых.
«На данном этапе мы склонны рассматривать акции «Магнита» как спекулятивное вложение с потенциалом роста около 11% с целью в районе 5900 рублей. «Магнит» перестал быть «компанией роста» и поставил дивиденды на паузу, а сопоставимые продажи снизились второй год подряд», — отмечает она.
По оценкам Малых, у «Магнита» пока в приоритете остается доля рынка, а не денежный поток и выплаты акционерам. При этом рост продаж и маржи на потребительском рынке тормозится его высокой степенью насыщенности.
«Долговая нагрузка краснодарского ретейлера находится пока на приемлемом уровне, но доходность инвестиций в новые торговые точки будет снижаться, в т.ч. за счет внутренней каннибализации. Со стороны потребительского рынка мы не ждем поддержки, так как потребители все еще находятся в режиме экономии и уже привыкли к промо», — оценивает эксперт «Финама».
ПАО «Магнит» остается интересной компанией для инвесторов, считает аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее оценкам, валовая маржа ретейлера может сравниться только с премиальной «Азбукой вкуса». Дополнительными преимуществами компании также остаются собственный тепличный комплекс и складские и производственные мощности.
«Акции «Магнита» – это достаточно интересный актив. Сложность состоит в том, что бумаги очень чувствительны к изменению корпоративного фона. В последнее время появлялось достаточно новостей, которые воспринимались рынком негативно. В сжатый период времени вышла слабая отчетность за IV квартал и сразу после нее появилась информация о сокращении Сергеем Галицким своей доли в компании. Снижение пакета незначительное, но для акций, которые еще осенью 2017 года пробили свой долгосрочный растущий тренд, этого было более чем достаточно», — отмечает Бодрова.
По мнению экспертов, одной из причин подобной ситуации может считаться менеджмент компании, который вовремя не среагировал на изменение потребительских настроений в России. До 2015 года стратегия агрессивного развития и расширения себя оправдывала. Однако после того, как начали падать реальные доходы населения, изменился и общий настрой.
«Здесь, возможно, нужно было менять стратегию, но этого не случилось. Бумаги росли по инерции, и как только поток позитивных новостей сменился на негативный, произошел обвал котировок», — говорит аналитик «Альпари».
В падении показателей и снижении стоимости акций нет ничего катастрофического, убежден спецпредставитель «Внешэкономбанка» Александр Полиди. Определенные снижения являются частью жизненного цикла любой компании, и в сложившейся ситуации нет явных просчетов маркетинга или менеджмента организации.
«Я бы не стал драматизировать падение, о котором все говорят. Несмотря на то, что показатели снизились, возможно, беспрецедентно для российского ретейла, в процессе нет ничего экстраординарного. В случае с «Магнитом» наложилось два фактора — опубликованная отчетность, результаты в которой оказались ниже запланированных, и сложная макроэкономическая ситуация, в которой находится компания», — подчеркивает Полиди.
Положительным моментом является то, что ретейлер продолжает развиваться, напоминает эксперт. Падение же операционных показателей, по его мнению, может быть частично связано с тем, что компания активно инвестирует.