Падение прибыли и рост фармацевтики: каким был 2019г. для «Магнита»
ПАО «Магнит» объявило операционные и неаудированные финансовые результаты за 2019 год. По данным отчетности за минувший год, общая выручка выросла на 10,6% год к году до 1 368,7 млрд руб., чистая розничная выручка увеличилась на 9,5% год к году и составила 1 332,9 млрд рублей.
Значительно выросли оптовые продажи — на 77,4% год к году до 35,8 млрд руб. Драйвером роста стала дистрибуция фармацевтических товаров. Сопоставимые продажи (LFL) увеличились на 0,4% на фоне роста среднего чека на 2,8% и снижения трафика на 2,3%.
В ноябре 2018 года «Магнит» закрыл сделку по покупке фармдистрибьютора «СИА Групп» у Marathon Group Александра Винокурова. Ретейлер стал владельцем компании через свои дочерние предприятия.
О планах по развитию фармацевтической сети «Магнит» объявил в начале 2017 года. Тогда сообщалось, что речь может идти об открытии 5 тыс. аптечных точек, базирующихся в продуктовых магазинах.
«Валовая прибыль составила 312,0 млрд руб., валовая маржа — 22,8% (на 114 б.п. ниже год к году) в связи со снижением торговой маржи, ростом потерь и увеличением доли низкомаржинального оптового сегмента, частично компенсированными улучшением коммерческих условий и увеличением доли высокомаржинального формата дрогери», — отмечается в материалах компании.
Показатель EBITDA составил 83,1 млрд руб. Маржа сократилась на 117 б.п. год к году до 6,1%. Чистая прибыль снизилась на 49% год к году и составила 17,1 млрд руб., а рентабельность чистой прибыли снизилась на 146 б.п. год к году — до 1,3%.
Компания открыла 2 377 магазинов (1 195 магазинов у дома, 6 супермаркетов и 1 176 магазинов дрогери). Общее количество магазинов сети по состоянию на 31 декабря 2019 года составило 20 725. Торговая площадь увеличилась на 814 тыс. кв. м (рост на 12,7% год к году). Был проведен редизайн 2 341 магазина, включая 1 615 магазинов у дома, 5 супермаркетов и 721 магазин дрогери.
«Несмотря на более низкие темпы инфляции, растущую конкуренцию и высокую базу прошлого года, мы видим положительную динамику LFL продаж благодаря стабильно растущему трафику. Важно отметить, что рост трафика стал результатом притока новых уникальных клиентов из других сетей и ростом частоты посещений. Мы видим, что эта динамика продолжается в январе. Повышение операционной эффективности существующей сети магазинов, оптимизация ключевых бизнес-процессов и жесткий контроль затрат остаются нашими приоритетами и будут основными драйверами роста в 2020 году», — прокомментировал генеральный директор сети «Магнит» Ян Дюннинг.
Капитальные затраты компании в 2020 году запланированы на уровне 60-65 млрд рублей. «Магнит» собирается открыть около 1 300 магазинов разного формата в рамках программы органического развития.
«Прогнозы капитальных затрат на 2020 год отражают сокращение инвестиций в органический рост и редизайн, а также увеличение затрат на проекты по повышению эффективности, направленные на развитие бизнеса, такие как оптимизация цепочки поставок, инфраструктуры ИТ и т.п.», — отметили в пресс-службе.
Ключевыми приоритетами на этот год станут эффективное распределение капитала и эффективность бизнес-операций.
Как менялось финансовое состояние «Магнита»
В результате компания потеряла 39 позиций в списке крупнейших публичных компаний мира Global 2000 по версии Forbes.
В начале 2017 года «Магнит» давал прогнозы по росту на уровне более 10%. В сентябре оценка была скорректирована до 8-10%, которых тоже не удалось достичь.
По итогам 2017 года рост выручки оказался на уровне 6,37% — с 1 074,81 млрд руб. за 2016 год до 1 143,29 млрд руб. за 2017 год. Согласно данным неаудированных результатов деятельности «Магнита» за 2017 год по МСФО, чистая прибыль составила 35,53 млрд против 54,41 млрд руб. годом ранее (т.е. почти на треть меньше).
Чистая выручка «Магнита» за 2018 год выросла на 8,2% до 1,23 млрд рублей, чистая прибыль за тот же период сократилась на 5% — до 33,8 млрд рублей.
Это соответствовало первоначальным прогнозам компании на прошлый год — руководство компании закладывало рост выручки в рублевом выражении на уровне 7-9%.
По итогам прошлого года «Магнит» потерял 218 позиций в ежегодном рейтинге крупнейших публичных компаний мира Global 2000 по версии Forbes, спустившись уже на 1370 место. По данным рэнкинга, выручка ретейлера оценивалась в $19,7 млрд, прибыль — $539 млн, активы составили $8,8 млрд, капитализация — $5,7 млрд.