42 рубля и золотая молодежь: кто и зачем сделал бренд Краснодарского края
Новый бренд Краснодарского края презентовали на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2018 года. Его разработкой занималось краснодарское рекламное агентство Doodah совместно с Russian Robotics.
Авторы презентовали логотипы региона и унифицированные «иконки» департаментов и министерств, а также модульную сетку элементов. По задумке специалистов рекламного агентства, графические элементы из сетки могут произвольно объединяться и комбинироваться в зависимости от задачи. Использоваться стилевой «набор» может как региональными властями, так и применяться в оформлении объектов, уличном дизайне и на сувенирной продукции.
Как оказалось, бренд Краснодарского края, а также логотип Кубани и департаментов администрации — это не госзаказ властей региона, а пиар-проект коммуникационного агентства Doodah.
По словам директора организации Никиты Сычева, «новое лицо» региона создавалось бесплатно и авторские права будут переданы властям за символическую сумму в 42 рубля.
«На нас никто с запросом не выходил. Когда агентство само проявляет инициативу, предлагает идею и делает это бесплатно, то конкурс тут не требуется. Я видел, что у нас есть визуальные проблемы с символикой, так как разные департаменты и министерства используют различные элементы — кто-то герб, кто-то флаг. В ноябре 2017 года мы предложили несколько идей. Они не понравились, тогда агентство вышло с новым предложение, в ходе обсуждений мы и получили финальный бренд», — рассказал он РБК Краснодар.
Пока авторские права не переданы: согласован только логотип на основе герба Краснодарского края, остальные элементы находятся в процессе доработки.
По словам Сычева, для агентства этот проект интересен возможностью заявить о себе и получить новых клиентов.
«Мы в крае — самая крупная компания в своей сфере, поэтому можем позволить себе подобные вещи. Это хороший способ рекламы на нашем рынке, один из инструментов пиара. С одной стороны, мы хотели сделать классный продукт. С другой — понимали, что можем заявить о себе и, например, получить заказы в других регионах», — утверждает он.
Несмотря на то, что авторские права еще не переданы, символика уже использовались на крупных мероприятиях — инвестиционных форумах, конференциях, выставках и футбольных матчах, отметили в компании.
То, что власти региона не выделяли средства на разработку бренда из бюджета, РБК Краснодар подтвердил вице-губернатор Игорь Галась.
«Вопросы определения исполнителя работ по брендированию региона не входят в компетенцию курируемых мною органов исполнительной власти. В то же время сообщаю, что нормативные правовые акты, устанавливающие расходное обязательство Краснодарского края по созданию бренда региона в текущем году не принимались. Соответственно, финансирование данного мероприятия за счет средств краевого бюджета Краснодарского края не предусмотрено», — прокомментировал он.
Успешный бизнес молодых депутатов и сына спикера
Логотип и бренд Краснодарского края — уже не первая работа для властных структур, которую выполняют агентства, входящие в структуру D2R2 (Doodah и Russian Robotics).
Так, Russian Robotics занималось созданием сайта Законодательного собрания Кубани. В пресс-службе ЗСК рассказали РБК Краснодар, что деньги за эту работу не выплачивались.
Кроме того, как следует из презентации Russian Robotics, компания сделала сайты губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева и администрации Сочи, разработала краевой портал госуслуг, а также работала над серией билбордов к 75-летию со дня освобождения региона от оккупации.
В 2017 году фирма выиграла госконтракт на услуги по модернизации интернет-ресурса «Малый бизнес Кубани». Заказчиком выступал Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, официальная сумма контракта составила 10 385 рублей.
В 2015 году ООО «Рашн роботикс» получило госконтракт на 2,5 млн рублей по разработке информационного центра главы и правительства Чеченской Республики.
«Рашн Роботикс» владеет многочисленными доменами, в т.ч. кубаньвыбирает.рф (сайт праймериз «Единой России» на выборах в ЗСК) и erkrd.ru (сайт Краснодарского отделения «Единой России»).
При этом ООО «Рашн Роботикс» принадлежит депутату Гордумы Краснодара Андрею Раззоренову, Владимиру Бойко (по 40%) и Андрею Беженову. Раззоренов и Бойко также выступают совладельцами ООО «Научно-исследовательская корпорация «Рашн Роботикс» и «АИС Роботикс».
Домен doodah.ru, на котором расположен сайт агентства Doodah, работавшего над брендом Кубани, зарегистрирован на ООО «Метком-Инфо», которым владеют Алексей Сычев (60%) и его сын Никита (40%).
В 2017 компания «Метком-Инфо» получила в общей сложности 1,3 млн рублей от Корпорации развития Краснодарского края за создание логотипа, фирменного стиля и веб-сайта, а также за разработку товарного знака «Сделано на Кубани».
Как сообщал РБК Краснодар, специальный знак «Сделано на Кубани», который будет маркировать продукцию Краснодарского края, презентовали в рамках Петербургского международного экономического форума в 2017 году.
На сайте группы компаний D2R2 указано, что это «союз Doodah и Russian Robotics, двух ведущих агентств Юга России».
По данным СПАРК, 51% ООО «Д2Р2» принадлежит Максиму Бурлачко — депутату Гордумы Краснодара и сыну председателя Законодательного собрания края Юрия Бурлачко.
Долями по 24,5% владеют Никита Сычев и Андрей Разоренов (с августа 2016 года доверительным управляющим его доли является ООО «Битиэль.Про», также принадлежащее Раззоренову и Сычеву).