Годы безводья: как на Кубани предлагают бороться с засухой
В 2020 году недостаточное количество осадков зимой привели к падению уровня рек и других источников воды. Одна из причин маловодности — утрата ледников и снежных запасов в горных районах. Об этом стало известно в ходе круглого стола, организованного Краснодарским региональным отделением Российского экологического общества и Кубанским бассейновым водным управлением.
На краснодарском водохранилище до начала периода орошения в 2021 году полностью закрыли шлюзы за исключением санитарного пропуска — 60 кубометров/сек. Этот объем воды необходим для питьевого водоснабжения, а также обеспечения среды для водных биоресурсов.
«Согласно действующей нормативной документации существует приоритет по подаче воды — это хозяйственно-бытовое водоснабжение, сельскохозяйственное водоснабжение, орошение промышленности и энергетики и рыбные хозяйства. В этом году мы были вынуждены по существующему приоритету уменьшать подачу воды хозяйствующим субъектам, начали с энергетики Ставропольского края, затем промышленные организации», — рассказал руководитель Кубанского бассейнового водного управления Роман Авдеев.
Безводный Геленджик
В начале июля из-за жары и засухи в Геленджике и ряде других курортных городов Черноморского побережья ввели подачу питьевой воды по графику. Уровень воды в Церковном озере упал до критической отметки, а оставшаяся влага заилена.
Станислав Бабин, заместитель председателя Совета при губернаторе по развитию гражданского общества и правам человека, озвучил основные причины перебоев с поставками воды в Геленджике.
«Мы проанализировали в 2020 году город-курорт Геленджик, есть несколько причин проблем — передача водоснабжения в частную компанию, у которой нет опыта в части поставки воды; многолетняя застройка города. Строятся дома, районы, но никто не учитывает количество коммуникации, воды. Кроме того, в городе физически изношена система водоснабжения. Плюс, засушливое лето. Как итог — скважины, которые обеспечивают город водой, пересохли», — прокомментировал он.
Геленджик имеет четыре основных источников воды — Троицкий водопровод, который по норме должен обеспечивать 30 тыс. кубометров в сутки, местный Дивноморский водозабор (порядка 20 тыс. кубометров), водозабор в районе Голубая бухта (400 кубометров), а также частные скважины. В 2020 году в водозаборном узле в селе Дивноморское из-за длительного отсутствия осадков 31 из 35 скважин остановлена. Уровень подъема воды снизился с 20-ти до 8 тыс. кубометров в сутки.
«Троицкий групповой водопровод» поставляет питьевую воду по магистральным водоводам в Новороссийск, Геленджик и Крымск, а также в населенные пункты Молдаванского, Троицкого и Нижнебаканского сельских поселений Крымского района, поселки побережья Черного моря. Он был введен в строй в 1971 году. Добыча воды ведется только из подземных источников. Водозабор включает в себя два створа артезианских скважин глубиной от 120 до 360 метров. Первый и основной из них эксплуатирует 125 скважин. Второй, восточный, вмещает 25 скважин.
Станислав Бабин отмечает, даже при выполнении нормы все источники не дают необходимого для города количества воды в сутки.
Что еще поможет черноморским курортам
Как сообщал РБК Краснодар, для решения проблемы водоснабжения городов Черноморского побережья в регионе идет несколько направлений работы — реконструкция Троицкого группового водопровода, строительство Пшадского водозабора, а также строительство опреснительной станции морской воды 20 тыс. кубометров воды в сутки. Также РЭУ «Троицкий групповой водопровод» в рамках инвестиционной программы до 2024 года планирует перебурить более 40 артезианских скважин.
В перспективности проекта опреснения воды эксперты сомневаются. Как считает Станислав Бабин, опреснение поможет частично восполнить водный недостаток. Однако затрата энергии на работу станции будет в сотни раз превышать добычу воды.
«В ситуации с опреснением воды вопросов гораздо больше, чем ответов, потому что опыта нет. Единственная опреснительная установка в регионе стоит на Таманском полуострове, и она предназначена не на обеспечение населения водой, а для промышленных предприятий», — прокомментировал начальник отдела водоснабжения, водоотведения министерства ТЭК и ЖКХ Павел Бабич.
Он отметил, единственный правильный вариант решения вопроса водоснабжения Геленджика — закольцовка системы водоснабжения города, прокладка нового трубопровода, строительство новой, параллельной от Троицкого водопровода нитки.
«Сети Геленджика физически изношены. Поэтому и предложено строить совершенно новую нитку и закольцевать город. Таким образом сможем избежать этих перебоев в работе Дивноморского водозабора. Нам не будет нужно в принципе строить Пшадский водозабор и опреснять воду», — добавил Павел Бабич.
В целом запас пресной воды в Троицком месторождении позволит обеспечить водой все население Новороссийска, Геленджика и Крымска на ближайшие 50 лет. В качестве альтернативных источников Станислав Бабин предложил разведку территорий горной части между Геленджиком и Новороссийском. Как стало известно, власти Геленджика подготовили соглашение с АО «Росгеология» на геологические работы по разведке пресной воды.
«Чтобы вода все-таки появилась, необходимо все эти решения собрать. При грамотном подходе и начале работы уже сегодня к следующему сезону в Геленджике вода будет. С такой инициативой мы выходим на губернатора», — добавил эксперт.
В 2020 году из регионального бюджета власти Кубани выделили 1,4 млрд рублей на ремонт Троицкого, Таманского и Ейского групповых водопроводов. Всего до 2024 году на ремонт этих водопроводов потратят 10 млрд рублей.
Нерадужные перспективы
По данным Росгидромета, ближайшее полугодие для кубанского водохранилища и сельхозпредприятий окажется неблагоприятным — осадки останутся на уровне около и ниже нормы, а температурный фон будет повышен. Директор краснодарского водохранилища Игорь Бадалов считает, при повторении ситуации в 2021 году проблем с водоснабжением Краснодара не будет. Сложнее обстоит дело с обеспечением водой сельхозпроизводителей и рыбников. В этом году предоставить воду на их нужды водохранилище смогло с трудом.
«На 2021 год совместно с Рисовым союзом разработали три сценария, один из них негативный. Все зависит от того, как будет происходить наполняемость водохранилища. Рис привязан к водохранилищу на 100%. В феврале следующего года мы сориентируемся точно, сколько будем сеять риса под полив», — сообщил заместитель министра сельского хозяйства Кубани Михаил Тимофеев.
Текущий год для рисоводов оказался очень тяжелым, сообщал ранее РБК Краснодар председатель Южного рисового союза Игорь Лобач. Из-за дефицита влаги приходилось впервые использовать 30 насосов, которые брали из сбросных каналов вторичные воды, уже использовавшиеся на чеках.
Маловодность территорий ставит под вопрос выполнение регионом федеральных программ. В рамках программы мелиорации до 2024 года в Краснодарском крае необходимо дополнительно ввести 24 тыс. га земель. В 2020 году будет введено 7 тыс. га. Для мелиорации еще новых земель требуется достаточное количество воды, которого в следующем году может также не быть.
«Также мы в федеральной программе по расчистке устьев рек, впадающих в азовские лиманы. Нам выделяются федеральные средства на эти цели. Если не будет воды, то это напрасный труд», — подчеркнул замминистр сельского хозяйства.