Василий Швец: «Анапа должна стать всесезонным курортом»
Глава Анапы Василий Швец – о падении турпотока, перспективах превращения Анапы в винную столицу юга России и создании особой экономической зоны
— Да, в этом году по инициативе губернатора региона курортный сезон был продлен до 1 ноября. Это позволило нашим объектам турсферы наверстать упущенное вначале время. Но, конечно же, не в полном объеме. С начала этого года Анапа приняла около 2,5 млн человек, это почти вдвое меньше прошлогодних показателей. Но в сегодняшней ситуации для нас самое главное, что сезон удалось провести без вспышек заболеваемости. Многие предприятия воспользовались мерами государственной поддержки. В целом, считаю, что с учетом всех сложностей года курорт отработал всё возможное по максимуму.
— Анапа, в первую очередь, город курортный. Насколько, по вашим оценкам, он конкурентоспособен по сравнению с другими городами Черноморского побережья? Чего ему не хватает?
— Анапа абсолютно конкурентоспособна. У нее свой колорит, свой облик, свои уникальные отличительные особенности. Например, таких протяженных песчаных пляжей, как у нас, больше нигде не найдете. Около 50 километров. Бесценное природное богатство, которое мы должны сберечь и сохранить для потомков.
Еще одно из наших конкурентных преимуществ: возможности лечебной базы. Наши здравницы разработали и внедрили более 400 лечебных методик, часть которых не имеет аналогов в мире.
В Анапе работают 35 отелей по системе «все включено», 9 из них круглый год. И мы будем развивать этот сегмент, увеличивать количество отелей высшей категории. Это будет способствовать росту турпотока. Считаю, что Анапе не хватает крупных курортных франшиз. Будем работать над их привлечением.
Наша главная задача — дать новый импульс развитию санаторно-курортной отрасли. Мы уже работаем в этом направлении.
Для продвижения круглогодичного курорта прорабатываем событийный календарь, насыщенный новыми и современными мероприятиями на весь год. Это фестивали, спортивные и другие мероприятия, раскрывающие потенциал нашего города.
Следующее направление — развитие делового, этногастрономического, культурно-познавательного, экологического туризма, которые активно пользуются спросом у жителей и туристов. И, конечно, развитие виноградарства и виноделия, создание новых объектов агротуризма.
Мы планируем развивать и популяризировать лечебный туризм, продвигать новые программы и методы лечения с использованием природных целебных ресурсов курорта.
Мы будем ежегодно увеличивать протяженность благоустроенных пляжных территорий, расширяя рекреационные ресурсы. Также все пляжи будем приводить к единому архитектурному стилю.
Курорту нужны новые достопримечательности. Так, в наших планах — продление набережной как в сторону Лысой горы, так и в направлении Витязево. Есть амбициозное желание сделать ее самой протяженной в мире, свыше 20 километров.
— Город традиционно рассматривается как мекка детского туризма. Планируется ли менять позиционирование курорта? Какой образ Анапы вы хотите видеть?
— Безусловно, детский туризм, как одно из ведущих направлений, будем сохранять и развивать. Это очень важная, национальная задача.
Кроме того, Анапе необходима трансформация из чисто летнего курорта во всесезонный туристический центр.
Конечно, туристы едут к нам, прежде всего, ради пляжного отдыха. Мы должны предложить им гораздо больше.
Например, мы видим, как растет интерес к аграрному туризму. Сегодня мы можем предложить нашим гостям рыбалку, конные прогулки, посещение виноградников, животноводческих ферм, где можно войти в неспешный ритм сельской жизни и отдохнуть от городской суеты.
Перспективное для нашего многонационального города направление — этнографический туризм. Продолжим развивать гастрономический и экотуризм. Надо предложить туристу активный семейный отдых, богатую экскурсионную программу.
Все больше людей интересуется хайкингом. Мы можем создавать и новые востребованные пешеходные маршруты.
— Какие проекты в туристической сфере планируется реализовывать в 2021-2022 годах?
— Совсем недавно подписано соглашение о проведении в Анапе в мае следующего года первого в России Винного марафона и WINEXPO 2021. Спортивная и соревновательная части будут объединены с большой выставкой, на которой представят свою продукцию лучшие российские производители вина. С одной стороны, это спорт и здоровый образ жизни. С другой — пропаганда культуры качественного виноделия. Анапа — винодельческая столица России. Где, как не у нас, проводить подобные мероприятия? Такие винные марафоны популярны в Европе, и мы хотим реализовать подобные нестандартные активности и у нас. Мероприятие планируем сделать традиционным.
В перспективе — создание особой экономической зоны в районе станицы Благовещенской. Проект даст мощнейший импульс развитию туристско-рекреационной сферы. В настоящее время разработана концепция ОЭЗ. Основными составляющими проектируемой территории станут гостиничные и санаторно-курортные комплексы, СПА-центры, общественные центры, коттеджный поселок, спортивно-развлекательная зона, рекреационная зона, гольф-поле с гольф-деревней, зона пляжей, марина с яхт-клубом и др.
— На инаугурации вы говорили, что за ближайшие четыре года собираетесь удвоить поступления налогов в бюджет. Будет ли это сделано только за счет санаторно-курортного комплекса? Какие еще направления планируется развивать?
— Планов много. Например, создать индустриальный агропромышленный парк. Мы уже подобрали две территории, где есть необходимая для объекта логистическая инфраструктура.
Планируемый агроиндустриальный парк предназначен для переработки, фасовки и упаковки сельхозпродукции, хранения и дистрибуции сырья и готовой продукции, транспортной и складской логистики. Возможно размещение объектов для ведения животноводства.
Еще один проект — создание IT-кластера, предполагающее широкое партнерство предприятий, органов власти, научных и образовательных учреждений, организаций инфраструктуры поддержки бизнеса. Основное внимание будет уделено направлениям технологии искусственного интеллекта, автоматизированные системы управления и IT-системы, нанотехнологии и наноматериалы, робототехника, информационная безопасность.
Конечно, проект «Умный город», совместный с компанией «Ростелеком». Он позволит нам развить цифровые и IT-технологии, создать систему «умного» транспорта, ЖКХ и так далее.
Ну, и муниципальный флагманский проект «Анапа — центр российского виноделия» предполагает комплекс мероприятий по формированию винного кластера и поддержке виноделия. В его рамках мы проведем Винный марафон, о котором я говорил ранее. Будем формировать образ Анапы, как винной столицы России, создавать маршруты энотуризма с посещением зарекомендовавших себя местных винных подворий.